Танка
Форма японских стихов ТАНКА – это короткие песни. “Тан” – короткий, ка – песня. Возникла эта форма их китайских стихов, пришедших в Японию вместе с письменностью в VI – VII веках. Поначалу и сочинять стихи полагалось на китайском языке. Японский и китайский языки в корне отличны, только иероглифика (кандзи – “китайский знаки”) та же. Строение же предложений в китайском сродни построению в английском: главное существительное - глагол - второстепенное существительное. В японском совсем другой ряд, там глагол последним ставиться, как это в древнеславянском было. С тех пор (VI в) и написание в китайском стиле и стало признаком высокого стиля. Поначалу писание в японском построении речи, да еще слоговым письмом хираганой считалось низкой формой, а хирагана вообще считалась женским письмом, мол, женщинам читать-понимать-запоминать иероглифы не дано J Но постепенно, где-то с конца IX - начала X в.в. в Японии начался интерес именно к национальной культуре и стихи стали писать всё чаще на японском. Появились даже признанные женщины поэты. Так жившая в X веке Мурасаки-сикибу при жизни составила и издала сборник своих стихов (126 танка).
Форма ТАНКА – пятистишие, это ряд слогов, где чередуются строки с 7 и 5 слогами. Чаще всего это 7-7-5-7-5 или 5-7-5-7-7. Но главнее не звуковая форма, а форма наполнения стиха. Мир находится в постоянном движении, а человек статичен физически, но его эмоции пребывают в единстве с изменениями в природе, не сопротивляясь, а подчиняясь пульсированию естественных перемен. Т.е. в стихе надо отметить пору года и движение перемен в природе, привязав к себе в центре, и вплетя свои эмоции в перемены. Человек как бы живет под диктовку природы, а не довлеет над ней или вне её. Из эмоций главная в палитре – печаль. Стих краток и иногда требуется сделать предисловие и\или послесловие, чтоб прояснить место и обстоятельства, дополняющие\разъясняющие (они по-японски называются котобагаки и хасигаки). Может быть еще и прозаическое заключение сатю – “левое примечание” – о событии, к примеру, имевшем место в год или пору года написания того стиха, привязывающее оное к круговороту пор года (Событий ряд: весна, лето, осень, зима и опять весна... – свидетельство включения человека в космическую цикличность и смену стихий у-син). Посему танка – это что-то поэтически-прозаическое, приближающееся к “повестям временных лет ”.
|