21. Сотэсан сказал: “Имеется поговорка, что стремящийся к славе подобен трубачу. Каждый человек имеет свою трубу и дует в нее. Для слушателя какой-то тон успокаивающий, огорчающий, какой-то – приносит удовольствие, печаль, вызывает чувство гармонии или, наоборот, вносит разлад, так же различаются и пути счастья и греха. Ну, а когда ты дуешь в каждой ситуации, всегда старайся звуком благодатным гармонию нести всем людям и развивать как частный, так и общий труд, да не разведи с разрухой ссору меж людьми. Тогда твоя труба будет добрым инструментом, который порождает безгранично счастье. Иначе она источником бесконечного греха явлена будет”.
22. Сотэсан сказал: “Даже в такой непосредственной связи155, как между родителями и детьми, дети не желают следовать тому руководству, которое родители сами не могут исполнять. Даже в интимных отношениях, типа меж супругами, один партнер не хочет следовать тому совету, который другой сам не желает исполнять. Посему предварительное самоисполнение – самый лучший способ наставления других”.
23. Однажды ночью собака, стерегущая дверь дома Джошил156, яростно залаяла при появлении кого-то. Один ученик поднялся и накричал на собаку. Сотэсан сказал: “Ответственность собаки – это лай. Почему ты мешаешь ей исполнять свои обязанности? Каждый человек и каждая вещь в мире имеют свою ответственность. Даже в человеке глаза, уши, нос, язык, тело и ум имеют каждый свою ответственность (обязанности). Если человек, мал ли, стар ли, благороден иль презрен, исполнят каждый свою обязанность-ответственность, мир пребудет в порядке и процветании. Итак, верно да исполните вашу ответственность и также не мешайте другому исполнять свою ответственность. Однако, из всех обязанностей есть одна главная ответственность, царящая над ними. В человеке ум имеет главную ответственность и в обществе да государстве ее имеют их руководители, которые управляют и руководят этими институтами. Посему, если главный ответственный не будет заботиться о своих обязанностях, даже хоть немного, все другие подответственные не будут заботиться и институт (общество, государство) естественно в хаос падут. Да исполните верно всякую вашею обязанность сообразно с ситуацией и внимательно используйте свой ум, ответственность которого наиболее важна из всех ответственностей, что бы не нанести вред своей карме [судьбе] и будущему людей”.
24. Сотэсан молвил ученикам: “Во главном мир состоит из сильного и слабого. Если они оба гармонично будут исполнять свою ответственность, вечный мир реализуется в мире сим. Иначе они оба потерпят катастрофу, и мир никогда не познает мира. Какой-то святой прошлого изрек, что, если вышестоящий смотрит на нижестоящего яко на ребенка, нижестоящий рассматривай вышестоящего яко родителя; если вышестоящий смотрит на нижестоящего яко соломинку, нижестоящий относится к вышестоящему яко врагу”.
25. Сотэсан сказал: “Каждый человек желает быть уважаем другими, но еще больше творит деяния достойные порицания. Как же он мог бы реализовать тогда свое желание? Способ быть уважаемым другими – это, во-первых, уважать и служить им самому. Если ты уважаешь и служишь им, они взаимно сделают то же и к тебе”.
26. Сотэсан сказал: “Я всегда жалею того сильного, который не знает как исполнить роль силача. Лишь если сильный всегда будет помогать, вести и ободрять слабых силу обрести подобно ему, его сила станет вечной силой, и он будет всегда почитаем яко впередиидущий и пионер. Но ныне сильный часто лишь подавляет и обманывает слабых. Как же он мог бы стать тогда вечно сильным? Слабый не всегда слабый, но будет когда-нибудь на месте сильного, если его дух все более и более приоткроется и его энергия оживет. Тогда естественно падёт позиция того сильного, который его ранее подавлял и обманывал. Посему истинно благородный всегда более помогает и заботится о других, когда они бедны и слабы, так что он сохраняет свою силу вечно”.
27. Сотэсан посетил монастырскую ферму и спросил о причине худобы свиней. Ли Донган157 ответил: “Сей год шли долго дожди и мы все это время кормили свиней лишь немного гнилым ячменем и они толстели день ото дня, но с недавних пор мы снова начали кормить их отрубями. Они, вот, не могут тут же вновь привыкнуть к его вкусу, и посему потеряли аппетит и начали худеть”. Сотэсан сказал: “Вот она живая священная книга. Так же подобны и страдания богатея вдруг обнищавшего или силача вдруг ставшего немощным. Посему с древних времен все святые и мудрецы равнодушны к богатству и степеням, так что они не радуются с их появлением, и не жалеют с их уходом. Император Сун 158, который, ако обычный человек вспахивающий поле и обжигавший глину, взошел на трон, но никогда не предавался излишествам во время правления. Шакъямуни отрекся от своего будущего царствования и, перепрыгнув стены дворца, стал нищим монахом (садху) и никогда не был прельщен богатством. Столь индифферентен был он к богатству и почету и столь велика была его сила встать над счастьем и страданием! Ну, если ты стремишься к Дао и желаешь изучать учения святых и мудрецов, не прельщайся сиюминутными удобством, удовольствием и силой, но покоряй их. Даже если для тебя неизбежно приятие их, не будь ими ни вовлечен, ни подавлен. Тогда ты насладишься вкусом вечных удобств, почета и мощи”.
28. Сотэсан разъяснил значение “удовлетворенности бедностью и удовольствие в науке”: “Во главном бедность означает нехватку чего-нибудь. Если на лице чего-то не хватает, это можно назвать бедностью лица. Если знаний не хватает – это бедность знаний. Если имущества не хватает – это бедность имущественная. Удовлетворенность означает всеобъемлющее спокойствие о состоянии. Если человек не удовлетворяется уже имеющейся бедностью и изо всех сил пытается избежать ее, это еще более удручает его и приносит страдания. Посему спокойно пронеси неизбежную бедность и возрадуйся подготовкой будущих мудрости да счастья. Ученик спокоен о своем состоянии и получает удовольствие от науки, ибо он знает, что все теперешние бедность и страдание могут измениться в будущие счастье и удовольствие. Тем более, ибо он всегда использует свой ум сообразно с верой и имеет удовольствие войти в истинное состояние силы взращивания, которая выходит за переделы страдания и счастья. С давних времен все святые и мудрецы полностью знали сей принцип и прилагали это состояние ума к своей реальной жизни, посему они наслаждались несравненно счастливой жизнью во бедности”.
29. Сотэсан сказал: “Кто желает того, чтоб всё в мире полностью соответствовало его воле, тот глупец подобно человеку, который строит помпезный дом на песке и хочет жить в красе десять миллионов лет. Мудрец удовлетворен и благодарен, если в жизни хоть что-то согласуется хотя бы с шестью десятыми его воли. Даже если это соответствует полностью с его волей, он не присваивает сие яко достойное удовлетворения, а делится сим с другими людьми, так что никогда не приходит к нему катастрофа и его счастье всегда безгранично”.
30. Сотэсан сказал: “Часто большой проступок человека начинается с маленькой ошибки. Посему ты да перепроверяй обязательно свои деяния время от времени и сразу же исправляй даже мельчайшую ошибку, коли найдешь её. Орангутанг в южных краях столь силен и быстр, что люди не могут поймать его. Но он очень любит вино, и люди ставят большой и полный жбан вина на тропе, где он ходит. Сначала он скаля зубы проходит мимо жбана, но потом возвращается и отпивает немного вина. Он уходит, но снова возвращается и выпивает еще больше. Несколько раз так повторив он выпивает все вино и падает мертвецки пьян. Тогда люди вылезают из укрытий и пленяют его без проблем. Толика вина, которую он поначалу решил выпить, постепенно превращается в большой жбан вина, так что он теряет свою жизнь или свободу. Так же и человек позволяет себе сделать одну-две маленькие ошибочки и их не исправляет, но они аккумулируются так, что он в конце концов совершает большой грех и серьезно портит непоправимо свое будущее. Как же сим да пренебречь?”
31. Сотэсан сказал с заботой о юных учениках, которые колебались в неспособности обрести верный путь учения: “Средь вас есть человек, который поначалу делал хорошо, но потом плохо, и такой, что поначалу делал плохо, но потом хорошо. Посему я предвижу то и направляю вас тем способом, который подходит к каждому соответственно. Человек более-менее сам формирует свою личность всей жизни не раньше чем в 30 лет. Если вы не можете стать предусмотрительными до сего возраста, то это проблема не моя, а ваша и притом большая”.
32. Когда Сотэсан отдыхал в доме Бонгнеджонгса, большой ливень переполнил озерцо за гумном. В нем собралось много лягушек и бесчисленно головастиков. Когда ливень прекратился и вскоре засияло солнце, вода постепенно спала и выглядела как будто высохнет через несколько дней вообще. Но в воде головастики резвились, крутя хвостиками. Сотэсан увидел сие и молвил: “Сколь сожаления достойно! Головастики так живо резвятся, не замечая, что жизнь их сокращается с каждой минутой. Как же так только у них? Нет, и люди таковы. Когда мудрец видит будущее сих людей, которые лишь тратят не сберегая, или которые лишь растрачивают попусту свой потенциал, они суть не что иное, как головастики в высыхающей луже”.
33. Сотэсан сказал людям: “Сегодня я буду говорить о самом необходимом способе защиты ума и убережения тела. Слушайте внимательно мои слова и примите их яко слоган-девиз для вашего обучения в любой ситуации. Слоган же таков: “Да убоимся во почтении!” Это означает, что вы должны где бы то ни было и когда бы то ни было относиться со страхопочтением ко всем людям и объектам. Если человек теряет страх-да-уважение, несомненно порождается сетование и мстительность даже в отношениях самых интимных и непосредственных, таких как родители и дети, между братьями и между супругами, и он часто теряет свободу и причиняет себе ущерб во ситуации вторичной и даже объектом дешевым. Это случается, потому что он теряет страхопочтение в своем сердце и совершает деяние неблагоразумно, рассматривая отношения яко непосредственные и ситуацию яко вторичную. Например, если продавец ловит человека, который крадет коробку спичек в его лавке, позволяет ли продавец вору уйти, считая коробку спичек яко мелочь? Только крайне сердечный человек завершит сие лишь упреком. В иных случаях же сильно бранит. Вот так коробок спичек делает воришку упрекаемым да ругаемым. Иными словами из-за желания взять спички он обруган, и желание сие возникло из-за того, что он потерял почтение к одной коробке спичек. Если человек теряет страхопочтение, даже бесчувственная и дешевая коробка спичек являет такую мощь, тем более какую мощь явит ценная вещь или могущественный человек? Посему мы всегда должны обладать страхопочтением. Если мы страхопочитаем чтоб то ни было и правильно живем, все объекты во всей Вселенной от голубого неба до обшири земной будут используемы нами, и все законы, исполняемые в сим мире, будут нашими охранителями. Если мы без страхопочтения деяем непродуманно, все объекты во Вселенной становятся предметами, которые вредят нам, и все законы в сим мире становятся путами, которые лишают нас свободы. Как же да не бояться сего? Поэтому я прошу вас непременно высечь сей слоган в глубине своих сердец и следовать ему во всех случаях, если вы в сим блуждающем мире хотите защитить ум и уберечь тело”.
34. Сотэсан сказал в новогодний день: “Сегодня я получил от множества людей новогодние поздравления. Миряне привыкли потчевать поздравителей в ответ кушаньем или подарками, но я открою вам один секрет, с помощью которого вы можете безопасно прожить в нынешнем трудном мире”. И он начертал следующую поэму какого-то древнего мудреца:
“В мягком действии ценность высшая,
Суровость несет лишь несчастье.
Подобно заике говори ты,
Почти яко балбес ты работай.
Во спешке – медленно думай,
В покое о буре не забывай.
Кто проживает жизнь именно так,
Тот вовек воистину смельчак”.
Сотэсан добавил в концовку эти вот строфы:
“Кто следует за сими словами,
Тот будет жить как святой Свами ”
35. Однажды ученики во время чтения газеты различно выступили за и против в какой-то новости. Сотэсан слышал это и сказал: “Как вы можете непродуманно говорить о чужих делах? Человек истинного мнения благоразумно воздерживается от критики кого бы то ни было. Даже, когда вы читаете газету, тщательно изучайте в ней причины и следствия зла и добра и воспринимайте их яко пример для вашего будущего. Это и есть верное поведение ученика, и является путем истинной выгоды. Это ведь просветить один ум всем сущим. Для читающего в таком духе газета является живым священным писанием и средством обретения мудрости и счастья. Читая, бездуховно взращиваешь лишь критиканство во крайнем мнении и злословие да легко падаешь в яму греха. Да будьте внимательны в этом”.
36. Сотэсан как-то упрекал Кима Намчона и сказал Муну Джонггю: “Мой упрек направлен только на Намчона. Что вы думаете о том? Когда я упрекаю кого-либо, во-первых, подвергаю экзамену ваше поведение. Если вы находите в себе то же прегрешение да исправьте его. Если нет, помните всегда сей упрек, да чтоб не прегрешить в будущем. Не обсуждайте и не высмеивайте упрекаемого. Глупец выясняет лишь чужой грех, посему всегда во тьме он сам, в то время как умный вытряхивает свои грехи и посему он не имеет даже времени заниматься пересудами о чужих проступках”.
37. Сотэсан сказал: “Когда человек делает какую-либо работу в мире, он получает от других то похвалу, то упрек. Если ты необдуманно лишь радуешься иль огорчаешься ввиду этого, ты подобен ребенку. Когда другой говорит что-то о тебе, реально перепроверь свои труды. Если работа сообразуется с твоей совестью, несмотря на чью-то критику, с верой верши её с непреклонным намерением. Если не, не глядя на чьи бы то ни было похвалы незамедлительно отбрось её как сношенные туфли. Это достойное деяние истинно самостоятельного ученика”.
38. Сотэсан сказал: “Когда человек начинает какую-либо работу, часто он продолжает свое стремление хорошо исполнять её до первой ошибки, а после первой или второй ошибки он вовсе теряет всякое желание и действует исходя из эмоций. Это сравнимо со следующим: когда человек носит новое одеяние, он аккуратно его носит вначале, но теряет всякое внимание, когда оно уже в пятнах и мято. Если человек, таким образом, делает всякую работу, как же он может достичь успеха? Лишь человек с совершенной мыслеформой и великим самоконтролем не пугается любой ошибки в работе и не прерывает начальное устремление, но рассматривает ошибку яко пример и улучшает свое будущее, тем более для такого человека маленькая ошибка является основой великого успеха”.
39. Сотэсан сказал: “Все люди желают выгоды, но совершают множество деяний убыток лишь несущих. Все люди жаждут богатства и славы, но многие творят то, что порождает нищету да презрение. Все люди похвал хотят, но многие поступают достойно лишь посмешища. Так часто желания сердца не совпадают с шагами тела. Это случается потому, что они не знают источника удовольствия и страдания, или что несмотря на знание сего они то не воплощают в жизнь. Обдумайте, итак, глубоко и ясно причины сего и непреклонно согласуйте свои действия со своими намерениями. Тогда всё осуществится по вашей воле”.
155 Непосредственная связь – выражение о самом близком из межличностных отношений.
156 Ĝoŝil (кор.): главное жилище Мастера, дом, где Сотэсан жил и служил, в центральном учреждении Нуль-буддизма.
157 I Dongan (1892-1942): вонбулистское имя Досан, священник, дэбонгдо.
158 Сун (ок.2250-2150 д.р.Х.) – кит. Император, известный как в совершенстве исполнявший сыновний долг, мудрый и добродетельный правитель в др. Китае. |