3.7. Повсеместная медитация
Во главном, медитация суть наука просветления собственной природы в исходном естестве без разделения и втягивания да обретения свободы сознания. С древних времен были медитирующие средь людей, идущих по Великому Пути [стремящихся к Дао].
Если человек хочет практиковать истинную медитацию, он, во-первых обязательно рассматривая истинную пустоту как субстанцию64 и мистическое бытие как функцию65, пусть держит внешне в мириадах ситуаций свой ум неподвижным яко великая гора и внутренне ум чистым яко пустое небо и использует свой ум неподвижным во движении и ненеподвижным в покое. Тогда каждое разделение всегда не покинет концепцию и всякое использование шести органов чувств всегда согласуются с природой “Я” спокойной пустоты и трансцендентной мудрости [праджня]. Это суть, так называемые, махаянская медитация и сопрактика трех наук.
Посему так сказано в сутре66: “Держи ум вне чего б то ни было”. То суть великое учение для культивирования неподвижных действий [недеяния] в мириадах ситуаций. Кажется, что очень трудно следовать сему учению, но, если детально знать метод взращивания, медитировать может даже колхозник с вилами, рабочий с молотом, торговец со счетами и служащий за бумажками и возможно медитировать во время прихода и ухода и даже дома. Как же посему требовалось бы искать достойное место и говорить о движении и неподвижности?
Но поначалу медитирующий впервые не может управлять умом по своей воле, как будто он усмиряет дикого быка [интересно, что слово “дьявол” имеет происхождение от выражения “дикий” (дья-) “бык” (вол) – прим. пер.]. Если он отпустит узду с ума даже на одно мгновение, он тут же испортит все свое стремление [сломает энергию непреклонного намерения] к просветлению. Посему, если он изо всех сил медитирует, не прекращая сраженье духа до конца противо любой страстопробуждающей ситуации, его ум постепенно приобретет равновесие и созреет и он достигнет состояния управления умом по своей воле. Попав в какую-либо ситуацию, он никогда не забудет в своем сердце, что пришло время занятий, и лишь осознает, что его ум тянется и не тянется к сему. Если управление умом по своей воле более и более учащается, он время от времени покидает свой ум в тех ситуациях, в коих он обычно крайне желал иль отвращался. Если его ум все еще движется в такой ситуации, его достижение просветления не зрелое, и если его ум неподвижен, то знай, что это подтверждает зрелость его стремления к просветлению. Но, даже если его ум неподвижен, он да не стань тут же невнимательным. Ибо то случается из-за озабоченности ума, а не спонтанно. Только, если ум даже покинутый неподвижен, он тогда значит хорошо приучен-усмирен.
Если человек, продолжая медитацию в течение долгого времени, выжигает все аффекты и достигает свободы ума, его ум становится центром стальной колонны и поверхностью гранитной стены, так что он [ум] не может быть соблазнен даже богатством и славой, ни подчинен даже оружием и силой, и что он [человек] совершает все свои действия без путаницы и задержек и всегда достигает концентрации даже в мире праха67. Если человек достигает сего состояния, весь мир изменяется в один единственный мир дхармы68 и все вещи праведные и неправедные, хорошие и злые, чистые и грязные становятся одинаково вкуса манда69. То есть так называемые Врата адвайты70, из коих приходит освобождение от жизни и смерти, раскрепощение перехода и рая мира чистоты.
Последнее время множатся люди, кои считают, что медитация очень тяжела и полагают, что они не могут ее практиковать из-за семьи или профессии, а только если сидеть тихо в горах. Это происходит потому, что они не знакомы с великим учением, что все в мире не есть два [не двоично]. Если человек может медитировать лишь сидя, он не может медитировать стоя. Медитация, практикуемая лишь сидя и не практикуемая стоя – это больная медитация. Как же она могла бы быть великим учением во спасение всех живущих? Кроме природы изначальной, ничего иного не остается в пустоте. Если человек медитирует как бесчувственное существо, это не есть медитация познания изначальной природы, но действие сотворения безмолвного инвалида. Посему только тогда ум не теряет покой в ситуации смятения и остается неподвижен в ситуации возбуждения страсти – то суть истинная медитация и истинная концентрация. Если говорить снова о принципе какой бы то ни было медитации, он таков: “Когда шесть органов чувств не работают, убери тщетные мысли и культивируй целостный ум; когда шесть органов чувств работают, убери неправедность и культивируй праведность”.
далее
3.8. Покаяние
64 Субстанция – базовая реальность Истины и фундамент всех различимых феноменов.
65 Функция – активность Истины, меняющийся феномен.
66 Сутра Алмазная – Ваджрапредика-праджняпарамита-сутра (с.) – одна из наиболее популярных сутр буддизма. Она трактует в основном буддистскую доктрину пустоты и “не-я” и широко читается из-за просветления шестого патриарха Хуйнэна (638-713), когда тот услыхал фразу [из сей сутры] “Держи ум вне чего б то нибыло”.
67 Мир праха – реальный [феноменальный] мир алчущего люда в смысле, что, как прах суть грязен, так и мир полон всяких преступлений, грехов, коррупции, страданий, несправедливости и т.д. [примерно соответствует христианским выражениям “суетный мир, мир тщеты”],[Явь – в древнеславянской эзотерике, Тональ по К. Кастанеде].
68 Мир дхармы – dharmadhatu (с.), ноуменальный мир в противоположность миру феноменальному [Навь – в древнеславянской эзотерике, Нагваль по К. Кастанеде].
69 Манда, manda (с.) – самое лучшее коровье молоко, метафора для мистического вкуса рая во природе истинного “я”, вне добра и зла.
70 Врата адвайты, [адвайта (с.), недвойственность, недуальность, в противоположность двайте – двойственности, дуальности, диалектике] – учение об истине абсолютного неразделенного единства, врата во мир абсолютной равной Истины.