Как же пересеклись кэмпо Айкидо и религия Оомото в человеке по имени УЭСИБА Морихэй?
В ноябре 1919г. М. с семьей с Хоккайдо, где он на протяжении 8 лет осваивал японский север и обучался у мастера Дайто-рю айки-дзюцу Такэда Сокаку, возвращался на родину к тяжелобольному отцу. По пути в Киото, М. узнал, что в ближайшем городке Аябэ поселился один из основателей нового религиозного учения Оомото-кё Онисабуро ДЭГУТИ, проповедовавший умиротворение духа и обретение божественности через медитацию и физические упражнения. М. посетил преподобного Дэгути и оставался у него до 28 декабря. Когда М. попросил преподобного Онисабуро помолиться за своего больного отца, то Дэгути ответил: "Тот в молитве не нуждается, кто к Богу близок уж.” Эти слова поразили М-я. И через несколько дней (2 января) отец его умер.
Тяжело переживая смерть отца, М. переехал в Аябэ к своему новому учителю Дэгути О. Он хотел обрести мир в своей душе. В Аябэ он поселился в районе проживания последователей учения Оомото, в доме позади начальной школы, где и прожил с семьей до 1927г.
М. глубоко проникся идеями Онисабуро об утверждении мира и взаимопонимания между людьми через искусство, и, в частности, через боевые искусства (кэмпо). Он вместе с другими учениками Дэгути О. Занимался специфическими физическимии медитационными упражнениями. С разрешения учителя Дэгути, М. переоборудовал часть своего дома в додзё на 18 татами названное "Академия Уэсибы”.
В течение первого года пребывания М-я в Аябэ программа обучения в Академии Уэсибы расширялась и совершенствовалась, известность его яко мастера кэмпо вышла за пределы городка. Заниматься к М-ю пошли не только последователи Оомото-кё, но и военные моряки с соседней базы Майдзуру. В Академии 20-х М.У. проповедовал пока еще Дайто-рю айки-дзюцу, мэнкё кайдэн (диплом "сдал всё”) и макимоно (свиток преемника) которого он получил у мастера Такэда Сокаку.
11 февраля 1921г. власти устроили налет на хонбу-додзё Оомото-кё (известен в истории как "Первый инцидент Оомото”), многие были арестованы, включая и Онисабуро. М. счастливо избежал ареста.
Следующие 2 года М. помогал восстанавливать центр Оомото-кё, помогая Онисабуро, освобожденному под залог. А также работал в храме Тэннодэра (обработка участка земли) – и все это не прекращая преподавания в Академии.
Повседневные занятия кэмпо и земледелием привели М-я к мысли, что между обоими видами деятельности существует несомненное родство. Эзотерически, исходя из учения у-син (5стихий)– оба вида деятельности относятся к Стихии воды. Вода – основа жизни, она защищает и очищает. Веру в ценность любого действия, если оно наполнено оберегающей любовью и ответственностью за живое, М. воспринял из Оомото-кё всем сердцем, и все его действия в дальнейшем были осознанны и безупречно подчинены ей вере.
Из Оомото-кё М-ю близким оказалось учение котодама – наука о единстве формы и содержания. Опираясь на нее М. отказался от раздельного, формализованного стилевого преподавания двух видов кэмпо Якю-рю кэн-дзюцу и Дайто-рю айки-дзюцу, видя целостность и взаимосвязь всех форм физических в духовном измерении. Так было положено начало новому, совершенно оригинальному виду кэмпо, основанному на гармоничном взаимодействии тела и духа. В 1922г. М. дал название сему "айки-будзюцу”.
В феврале 1924г. М. вместе с О. Дэгути и группой последователей Оомото-кё втайне отправилась из Аябэ (Япония) через Манджуго (Манджурия) во Внутреннюю Монголию в поисках Святого Места. В последствии эти приключения, достойные голливудского боевика, получили название "Великое монгольское приключение”. Онисабуро Дэгути ехал на белой лошади яко символ прихода Майтрейи (Мироку). 15 февраля экспедиция прибыла в Мукдэн (ныне город Шенъян в провинции Ляонин в Китае), откуда они и направились на запад вглубь Внутренней Монголии. Увы, далеко они не ушли, попали в засаду 20 июня и были взяты в плен китайцами. И даже приговорить их успели к смертной казни. Но, к счастью, через несколько месяцев их освободили, ибо вмешались сотрудники японского консульства, которые и переправили горе-путешественников назад в Японию.
Но "Великое монгольское приключение” дало и пользу, правда в плане сиддхи – проявления сверхвозможностей. В ситуациях, когда "смерть смотрела прямо в лицо”, у М-я проявилось внутреннее видение – под ружейным огнем он видел полет пуль до их пролета. В пространстве, подобно лучу лазера (как сейчас сказали бы) возникал огненный след, обозначающий линию, где пролетит пуля.
Позже подобное видение помогло М-ю в одном из поединков по кэмпо: он безоружный против кэндока с катана. М. еще до нанесения удара меча видел огненный след траектории, по которой пронзит пространство холодное лезвие цуруги.
Обретя вíдение во Внутренней Монголии (будучи на чакре аджна-6 – о чакрах Уэсибы см. соответствующую главу «Уэсиба на 7-7-7» книги "Письма из зоны Сэкай”), М. учился осознанно применять его как в повседневной жизни, так и в своем айки-будзюцу.
Весной 1925г., в скорости после возвращения из "похода” М. обрел свое сатори. Это случилось сразу после того поединка против мастера кэндо, что упомянуто нами выше. Этому предшествовали аскеза и медитация в горах, где мастер "хотел обрести внутренний покой” после потрясений во время "приключения” (энергетически таким образом он не рассеял накопленную в походе энергию, а через аскезу и медитацию сублимировал для обретения просветления-сатори и перехода на следующую чакру).
Так вот, после того поединка, М.У. пошел искупаться к водопаду. Стоя в потоке низвергающейся холодной воды он вдруг ощутил непередаваемое чувство единения духа и тела, первозданной кристальной чистоты. На него снизошла божественная благодать, окутал золотой свет, льющийся с небес, и его тело с душой в единении сами стали излучать золотое сияние. М. почувствовал, что он и Вселенная, он и Бог – одно целое. И он понял как принципы Оомото-кё воплотить в его виде кэмпо. Так ЧЭН Уэсибы перескочил с 6-7-7 на 7-1-1.
С сего момента М. отказался от чистотехнического слова "дзюцу” 術, заменив его на "до” 道 – Путь. Так Уэсиба М. встал на Путь окончательно, и вся его дальнейшая жизнь была проявлением пути, манифестацией Дао.
В 1927г. Уэсиба М. переезжает, с благословения Онисабуро в Токио, чтоб айки-будо пошло в массы. Ибо это кэмпо исподволь несло в себе принципы их религии Оомото.
В 1932г. при содействии Сооснователей Оомото ДЭГУТИ Нао и Онисабуро было основано Дайниппон-будо-сэнъёкай – "Общество Содействия Японским Будо”. В 1933г., как филиал, открылся додзё "Такэда”, где тренировки айки-будо сочетались с сельхозработами. Это символизировало энергетическое стихиальное единство их, яко проявлений стихии воды (мидзу). Кстати в рамках доктрины Оомото-кё именно Онисабуро считается носителем снизошедшего на Землю Духа Мидзу.
Параллельно М. глубоко проработал философскую базу создаваемого вида кэмпо, положив в основу принципы религии Оомото-кё, и главный из них – союз духа, разума и тела. В 1941г. М. дал окончательное название своему детищу – айкидо – Путь Гармонии Энергий, Путь Единения Устремлений (и т. д. – японские термины философски обычно многозначительны).
С началом войны на Тихом Океане и введением в Токио военного положения, следуя пророчеству Онисабуро об участи Японии – разрушении, М. решил заняться сохранением своего детища для будущих поколений. Он перебрался в Ивама, префектура Ибараки, где начал строить как Айки-Додзё, так и Храм посвященный Айкидо – Святилище Айки, с 43 ками в виде изваяний. Строительство храма было закончено в 1944г. эти ками-божества являются духовными охранителями айкидо. Додзё было закончено в следующем году перед самым окончанием войны.
М. лично проектировал комплекс следуя принципам котодама, т.е. в согласии взаимодействия трех первофигур – треугольника, квадрата и круга. Эти три фигуры положены в духовную основу айкидо: "Когда треугольник, круг и квадрат соединяются в сферическом вращении, возникает состояние кристальной ясности и чистоты. Это и есть основа Айкидо.”
Дэгути и Морихей двигались через Монголию в Святую землю - в Палестину. Вот выдержка из книги, написанной сыном и внуком Уэсибы "Лучшее айкидо. Основы": "Известен эпизод, в котором сам Основатель Морихэй вышел из затруднительного положения, используя состояние «сумикири». Когда в 1924 году он вместе с несколькими духовными отцами Онисабуро Дэ-гути (1871-1947) и другими в стремлении достичь святой земли Палестины продвигался военным маршем в глубинные районы Манчьжурии и Монголии, неожиданно они подверглись ожесточенной атаке со стороны отряда вооруженных всадников. В них начали стрелять сразу справа и слева, в то время, когда они ехали в горах, так что даже опытный в боевых схватках Морихэй не без оснований приготовился к смерти. Но среди свистящих со всех сторон вражеских пуль он, к своему удивлению, почувствовал, как в душе успокаивается. Не сделав ни единого шага и только увертываясь легкими движениями тела, он остался цел и невредим, и его не задела ни одна пуля. Именно душевное спокойствие в тот момент и было состоянием «сумикири». И впоследствии тоже Морихэй рассказывал о том, что именно тогда, когда вы входите в состояние «движение в статике», вы приобретаете способность непосредственно, мгновенно чувствовать и замечать малейшие признаки агрессивного возбуждения и угрозы со стороны противника."
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]