Предыдущая глава Вестник
Голая обезьяна
10.01.2001г. "Человек отличается от животного не витальными и даже не социальными потребностями, а идеальными”
А.Тарас «Что такое Путь боевых искусств?»
«Кэмпо» № 6/95 стр.12
* Аня, здравствуй!
Не знаю, читала ли ты журнал «Кэмпо» № 6 за 1995 год. Прекрасная статья Анатолия Тараса о понятии «человек». Думаю, он меня извинит, если использую его терминологию и пояснения, изложив их вкратце для книги.
Что есть человек в большинстве случаев, как не всего лишь та же обезьяна, животное (хоть и голое, безволосое). Большинство наших желаний, стремлений имеет прямые аналоги у животных в их инстинктах и стадном поведении. "Жажда материального благополучия и сексуальных наслаждений, стремление к власти или к славе – все это в людях от первобытного стада человекообразных обезьян” (цитаты здесь и ниже в главе из всё той же статьи А. Тараса).
"В самом деле, к чему фактически сводятся мечты преславутого «среднего человека», которого антропологи красноречиво называют «голой обезьяной»? К тому, чтобы как можно реже напрягаться умственно и физически, как можно чаще отдыхать и развлекаться. А в отдыхе и развлечении главную роль играют положительные физиологические ощущения, особенно сексуальные и пищевкусовые. Короче говоря, огромная масса людей больше всего на свете жаждет «ловить кайф»! Сладко пить, вкусно есть, сношаться с лицами противоположного пола, нежиться в теплой водичке, валяться в мягкой постели или на горячем песке…
Что здесь такого, чего нет у животных? Чем подобное поведение – в принципе – отличается от поведения свиньи, которая нажралась до отвала, залезла в корыто с теплой водой, нагревшейся на солнце, разлеглась там и хрюкает от удовольствия. Почему я об этом говорю? Да потому, что бесполезно призывать к самоограничению, к самодисциплине, к обузданию ненасытной плоти (т.е. к нравственности) тех, чей идеал в том, чтобы как можно чаще «хрюкать от удовольствия». Однако если говорить о Пути боевых искусств, то следует отчетливо понимать: «голой обезьяне» он недоступен”.
Соотнесем это с градациями учеников. Путь (До) – это стезя до-учеников. М-ученики осознают, что они есть «голые обезьяны» и пытаются вырваться из этой юдоли. Недоученики даже не осознают, что они были и остаются «голыми обезьянами».
Путь боевых искусств (как один из Путей) хорошо показывает разницу тех, кто, как и зачем занимается этими боевыми искусствами. Если ученик пришел в зал (додзё – буквально: место познания Пути), чтоб научиться драться, самообороне, силе, выносливости и т.д. – то это «дзюцу» (техника, метод). Это еще недоученик, он потребитель – дай, научи, а я заплачу, ибо хочу стать сильным, непобедимым (желание «голой обезьяны» быть самой важной, значимой и сильной в стаде себе подобных).
Если ученик стал спортсменом вроде как по боевым искусствам («сиай» – соревнования) – то и тогда он такой же недоученик, «голая обезьяна» ибо он потребитель славы, желания побед (выделиться среди себе подобных, значимость и важность; самки любят сильных и крепких самцов).
Но, наконец, ученик разочаровался в спорте, его уже не интересует сила и ловкость как средство победы и убиения соперников и себе подобных. Появились мысли о высшем, пошел процесс поиска Пути (Врат). Это сэнсэй заронил в ученике крупицы иного мировоззрения, и ученик стал м-учеником.
И вот он осознал, что каратэ – это не «до» и «после», а До (Путь), и стал до-учеником. И тогда "повседневная жизнь станет для него непрерывно длящимся счастьем!” Цель идущего по До "заключается в преображении собственной духовной и телесной природы. Стремление к ней открывает врата в принципиально иную жизнь, нежели у «голых обезьян». Идти по Пути – значит быть не таким, как все”.
Увы, «все», «большинство» есть недоученики, недочеловеки, т.е. «голые обезьяны». Это мир людей с активной первой (муладхара), второй (свадхистхана) и третьей (манипура) чакрами. Это около 60% населения планеты, а у некоторых народов и все 80-90%.
Люди христианско-буддистской анахаты – это уже м-ученики в широком смысле этого слова. Они потерялись между полярностями, добром и злом. Они, шатаясь в поиске, себя найти хотят.
И здесь мы видим грубое деление людей на мира два – материальный и духовный. Адептов материального мира делим на мир потребления и созидания. Движение снизу вверх, как по графику
Так и в реальной эволюции человека (от «голой обезьяны» к человеку и "даже в сверхчеловека”, т.е. святого) и есть главный эволюционный путь человека. Почти по Дарвину. Ибо это путь не от поколения к поколению, не от одного строя общественного иль формации к другой, а личный Путь отдельной Души в длительной эволюции многих жизней в теле человеческом. Это то, что именуется кругом Сансары, а в христианстве лестницей Якова.
Ос!
Следующая глава Лестница Якова
|