Один кэндока прошел многих учителей, но так и не познал всех секретов кэндо. И вот он узнал об одном О-Сэнсэе, истинном Мастере меча. Явился к нему. Показал, чему обучился у других. "Видишь татами? У тебя плохо поставлены перемещения. Перемещайся по краю татами в стойке кэндо.” – дал задание О-Сэнсэй. Молодой кэндока стал перемещаться по тонкой планке, обхватывающей края татами. Испробовал он все виды перемещений, все варианты стойки во всех возможных комбинациях и режимах. Быстро и медленно, скользя и скачком, вперед и назад, с разными поворотами... Так пробежал год и кэндока опять обратился к Мастеру. О-Сэнсэй показал на огромную кучу дров и приказал рубить чурки мечом. Рубит ученик чурки, а куча не уменьшается – дрова то крестьяне подвозят и подвозят. Год рубил, испробовал все техники и хваты меча, доводя их до совершенства и обретая понимание их применения. Надоело, наконец, ученику эта бесконечная рубка и опять он обратился к Учителю:
–– О-Сэнсэй! Ос! Когда же Вы по настоящему меня будете учить?
–– Хай! Завтра пойдем в горы, я преподам тебе урок мастерства без мастерства, –ответил Мастер.
Назавтра, спозаранку пошли они пешком в горы, долго шли, кругом скалы, ущелья. Тропинка привела к мостику через глубокое ущелье. Внизу ревет горный поток, а мостик – одно название. Узкая досочка. Мастер сделал привал.
–– Отдохнем и приступим к тренировке. А пока сбегай к роднику за водой. Это рядом, на той стороне, под ракитой, – сказал старик, возжигая костер.
–– Как, сбегай? Здесь и ползком по такой доске узенькой ползти страшно!!– вскричал гакусэй.
–– Вспомни, чему я тебя учил,– молвил О-Сэнсэй.
"Как будто он чему-то меня учил два года”– подумал сначала неблагодарный гакусэй, и тут на него снизошло просветление. Он вскочил, схватил котелок. Легко перебежал по мостику и принес воды. Мастер взял котелок, залил уже горящий костер и изрек:
–– Все! Я научил тебя всему. Ты тоже уже Мастер без мастерства.
Вот она стадия алертности. Сначала гакусэй усвоил (scii) разные стойки и техники у разных учителей. Это 1-я стадия. Потом, придя к О-Сэнсэю, 2 года ходил в стойках и рубил-рубил-рубил, обретая опыт (sperto). Это сюгё: – 2-я стадия тренинга, стадия эксперта (Приставка эк-означает начало действия, т.е. эксперт – это человек, имеющий начальный опыт-sperto).
За два года гакусэй превратился из эксперта в мастера – 3-я стадия тренинга в боевых искусствах. Он стал lertaв кэндо. А "сбегай за водой” перевело все его знание (scio), весь его тренинг-опыт (sperto) благодаря обретенному lerteco в возможность практическую на уровне витальности (смог – живешь, не смог – разбился на дне ущелья). Это-то и есть алертность – 4-я стадия (4 – цифра смерти). Тело не напрягается от страха за жизнь, мышцы, кои не должны работать при «пробежке» по доске, мягки, отдыхают. Мозг не скукоживается от страха (а вместе с ним и Ки). В голове тишь – нет ни мысли о дне ущелья, ни об узости доски. Тело легко, свежо, как «снежный барс» готов к действию на грани жизнь-смерть без боязни последнего и за первое. Экстенция Ки вызывает бодрость, «вибрирование» во всех членах – не дрожь страха, а приход от дозняка адреналина у молодого тигра перед прыжком.
Видите, сколь долог путь во внешних видах кэмпо, типа каратэдо, кэндо. Через силу, истощение ее, доведение до крайности – тело убеждается, что это тупиковый путь и отказывается в пользу не-силы, мягкости, текучести, внутренней энергии Ки.
Но есть внутренние виды кэмпо типа айкидо, тайцзицюань, которые учат алертности изначально. И тогда не нужно достижение lerteco в каждой из множества техник, главное освоить через ум и убедить в сим тело – и lerteco, а за ним и алертность становятся твоей сутью.
Кстати создатель силового каратэ кёкусинкай Масутацу Ояма сказал, что 10 тыс. повторений можно заменить на 100, но проделанных с полным осознанием. Т.е. в случае с тёку-дзуки, каждый удар надо осознавать и отключать тонус мышц-сгибателей, расслаблять то, что должно быть расслаблено, и напрягать то и тогда, что и когда д.б. напряжено. Попробуйте любое движение. Да это же настоящая медитация во движении получается. Именно посему и называют тайцзицюань, да и айкидо, динамической медитацией, а Ошо их превознесяко наиболее подходящие виды кэмпо для достижения просветления (дзэн). Медленные, текучие движения в тайцзицюань не оставляют места напряжению и тонусу. Это с одной стороны. А с другой – пробуждают потоки внутренней энергии Ци (онаже Ки, прана).
В айкидо подобную роль играет высокая сложность техник и приходится в осознании контролировать каждую деталь. Плюс ряд техник вообще не исполним без мягкости-расслабленности и без экстенции Ки. Кроме того, огромную принципиальную помощь в айкидо имеют тесты, демонстрирующие могущество внутреннего Ки при отсутствии внешней силы. Примером служит тест «НЕСГИБАЕМАЯ РУКА».
Подобную же помощь в обретении алертности оказывает «стояние столбом» по методике цигун.
Проделав сей анализ, приступим к синтезу.
Можно состояние человека свести к 4 видам по состоянию пар: viglo – жесткость-мягкость, vigla-avigla);virto – наличие или отсутствие алертности (virta-avirta).
1.vigla, но avirta;
2.vigla & virta;
3.avigla & avirta;
4.avigla & virta.
Первое – это обычное состояние большинства людей. Скукоженность, жесткость в теле (viglo) дополняется отсутствием жизненности, энергии, лицо бледнеет; зато полный сомнений и неуверенности (avirto).
Второе – тоже обычное состояние, но когда адреналин кипит, идет борьба за жизнь, или весь в азарте – сильно проявлено virto, но тело закрепощено страхом поражения, мышцы напрягаются, кровь приливает к лицу (viglo).
Третье – тоже обычное состояние, многие в нем побывали и довольно часто. Сил нет, тело мягко и расслаблено (aviglo), но и жизненных сил нет, апатия, депрессия, жить не хочется (avirto).
Ну а последнее, четвертое – «смерть» обычным состояниям. Когда ты и мягок да текуч (avigla) и алертен, наполнен Ки (virto). Состояние "дерзновенного воина”, "снежного барса” и Воина свободы (по К. Кастанеде).
Кстати, в дополнение и для соотнесения с другими темами-главами книги, добавим следующие аналогии.
Ечевостьобладает качеством мягкости и алертностивовзаимоотношениях, ибо нет напряжения: вражды, недружелюбия, зависти, ревности, обид; и есть virto-дэ-добродетельность друг к другу, что открывает поток Ки другк другу и создаетсяединый кокон – эгрегоргруппы единочаятелей.
Интересно, что подобная ечевость наблюдается в отношениях между айкидока разных стилей. Обычно приверженцы разных стилей каратэдо или иного вида кэмпо очень ревностны к превосходству и инаковости своего стиля, школы. Посему редкое исключение, когда в семинаре по какому-либо стилю каратэ участвуют каратэка с других стилей-школ. В айкидо же это обычное явление. Ибо стиль – это только форма, жесткость. А быть алертным– значит быть как вода текучим, готовым заполнить любую форму-сосуд и остаться самим собой. Ос!