11
Нравоучение
1. Сотэсан сказал: “Не всегда приносит пользу изучение каких-либо наук, но во всякий момент [жизни] приносит пользу изучение и использование ума. Посему наука ума суть основа всех наук”.
2. Сотэсан сказал: “Самосовершенствующийся имеет целью познать ум и достичь его освобождения, познать принцип рождения и смерти и превзойти их, и познать принцип счастья и страдания и по своей воле править ими”.
3. Сотэсан сказал: “Хороший ум рождает всё хорошее, а плохой ум рождает всякое зло. Посему ум суть источник всякого добра и зла”.
4. Сотэсан сказал: “Если человек с неправедным умом имеет много денег, знаний или власти, то его ум становится источником страданий. Лишь после того, как усправедливится, деньги, знания и власть станут вечным счастьем”.
5. Сотэсан сказал: “Добро есть добро, но привязанность к малому добру вредит большому. Разум есть добр, но привязанность к малому разуму вредит большому. Не привязывайся к малому, и ты достигнешь большого”.
6. Сотэсан сказал: “Если знает, что глуп, даже глупец умнеет. Если знает лишь себя мудрым и не может найти недостаток, даже мудрец постепенно глупеет”.
7. Сотэсан сказал: “Великий ученик сопривлекает концентрацию и разум, однако, он опирает разум на концентрацию и достигает истинной мудрости. Великий труженик соиспользует энергию благодати и талант, однако, он базирует талант на энергии благодати и достигает истинной гениальности”.
8. Сотэсан сказал: “Легко смелому встретить сильного врага, а гению совершить ошибку”.
9. Сотэсан сказал: “Когда глупец огорчен и в заботе, он стремится избавиться от сего. Когда он без оных, он усердствует снова их себе заиметь. Посему в его жизни никогда не исчезают огорчения и заботы”.
10. Сотэсан сказал: “Кто хочет пройти большую науку, тот не надейся преуспеть в краткое время. Невозможно идти длинную дистанцию всегда быстрым шагом и трудно достигнуть великой науки в спешке. То дерево столь велико благодаря многолетнему росту [исходного] черенка без порчи и будды да бодхисаттвы вырастают из длительного стремления без прерывания намерения”.
11. Сотэсан сказал: “Есть два беса, которые мешают большой науке. Первый – это низко оценивать свои способности и самостоятельно прекращать процесс. Второй – самоудовлетворится маленьким знанием и возгордясь прервать процесс. Нельзя достичь великой науки без удаления сих двух бесов”.
12. Сотэсан сказал: “Потерявший надежду жив телом, но мертв сердцем. Даже злыдень, который промышляет убийством, воровством и прелюбодеянием, может стать буддой или бодхисаттвой, как только он перевернет своё сердце. Однако потерявший надежду совершенно беспомощен до возрождения своего сердца. Посему будды и бодхисаттвы устанавливают обет поддерживать великую надежду для всех живущих и беспрерывно стремятся к сему всю свою жизнь”.
13. Сотэсан сказал: “Камень исполнения желаний не находится где-то отдельно. Если уберут алчность из сердца и освободятся от “хочу” и “нехочу”, то и будет камнем исполнения желаний”.
14. Сотэсан сказал: “Проверь себя, прежде чем судить других, учи себя, прежде чем учить других, и делай добро другим, прежде чем получить от других благодеяние, и ты сможешь достичь всех своих желаний и одновременно пребывать в гармонии с другими”.
15. Сотэсан сказал: “Силён тот, кто победил другого, но более силен тот, кто победил самого себя. Себяпобедитель может породить мощь победить всех людей в мире”.
16. Сотэсан сказал: “Есть два вида учеников. Первый – те, кто стремиться править по своей воле чужим умом, несмотря на неспособность управлять даже умом собственным. Другой – те, которые вовлекаются в дела других, несмотря на неспособность вершить даже свои дела как надо и страдают в спорах”.
17. Сотэсан сказал: “Есть Путь стремиться к чему-либо. Обычный человек без Пути [Дао] стремится к чему-нибудь. Чем более стремится он к чему-нибудь, тем более удаляется это. Но будда и бодхисаттва посредством Дао стремится к чему бы ни было и сие естественным путем приходит к им даже без приложения усилий”.
18. Сотэсан сказал: ”Кто сначала работает, а потом ест, тот человек высшей [добродетели]. Кто сначала ест, а потом работает, тот суть низкий человек”.
19. Сотэсан сказал: “Глупец хочет получить счастье, но не хочет его творить, и он не любит получать несчастье, но любит творить греховное. Так как он не знаша источника счастья и горя или потому, что ему не хватает деяний, несмотря на знание [сего].
20. Сотэсан сказал: “Кто много делает добро духовно, телесно и материально, тот человек получит большое воздаяние. Кто спокоен в любой ситуации, тот человек самый спокойный. Кто удовлетворен любыми условиями, тот человек самый богатый и благородный”.
21. Сотэсан сказал: “Живущему, кажется, достаточно сделать лишь свою работу качественно, но по концовке он в убытке. Будда и бодхисаттва, кажется, делают лишь работу других глупо, но по концовке они в выгоде”.
22. Сотэсан сказал: “Мудрец, не учитывая должность высока ли, мала ли, верен только своей работе, потому его работа и заслуга во славе проявляется со временем. Глупец, не будучи в доверии к своей работе, ищет лишь известность и заслуги сходят на нет”.
23. Сотэсан сказал: “Кто показует себя выдающимся, тот обязательно унизится. Кто хочет всегда побеждать других, тот непременно будет побежден”.
|