предыдущая Глава 9 части 25 - 49
10
Доверие
1. Сотэсан сказал: “При встрече учитель сначала проверяет доверие ученика. Если ученик имеет самоотверженное доверие, учение передается и дает плоды. Иначе оно не передаваемо и не эффективно. Но что это такое, доверие? Во-первых, доверие – это не сомневаться в учителе. Даже если все люди как бы то ни клеветали на него, ваше доверие не сотрясается этим. Даже если вы собственными глазами видите что-то подозрительное у него, не оценивайте это. Во вторых доверие – значит лишь следовать всем его указаниям, никак не противясь своим собственным мнениям. В третьих доверие – значит нисколько не жаловаться другим, с радостью вынося то, даже если он сурово учит и строго ругает вас, или публично вскрывает ваши ошибки, или дает вам работу в наказание, или как-либо иначе обходится с вами. В четвертых доверие – это искренне говорить с им, никак не скрывая своих ошибок. Если доверие содержит сие четыре пункты, оно называется самоотверженным доверием и может выработать чашу дхармы будд и патриархов”.
2. Сотэсан сказал: “Имеется десять тысяч градаций в способности учеников. Однако их в основном можно поделить на высшую, среднюю и низкую способности. К высшей способности принадлежит человек, который сразу же заимеет суждение и доверие и самоуверенно делает каждое задание (науку), когда он видит или слышит истинную дхарму. К средней способности принадлежит человек, который ни есть полнознающий, ни незнающий и всегда с сомнением взвешивает истинную дхарму и учителя. К низшей способности принадлежит человек, который не может различить правильное и неправильное, но преданно следует руководству учителя, не взвешивая и не сомневаясь в нем. Высшая способность самая ценная и необходимая в религии из этих трех. Такой человек тщательно учится для себя самого, а также всегда преумножат труд церкви. Сему следует и низкая способность с самоотверженным доверием. Так как человек, хотя и не верящий в себя, высоко ценит дхарму, полностью доверяя учителю и непрерывно учится, так что он может достичь успеха. Но самым тяжелым для обучения является человек со средними способностями. Он много капризничает, часто не уважает дхарму и учителя и не имеет сильной воли и непреклонного намерения, так что он едва может преуспеть в учении и труде. Посему люди со средними способностями должны изо всех сил стремиться превысить сию способность. Бывает даже, что человек с низкими способностями перепрыгивает прямо к высшей способности, иначе он должен быть внимателен к тому времени, когда он пересекает период средней способности, ибо тогда есть опасность”.
3. Один ученик спросил: “Мой успех кажется едва видимым, ибо я от рождения неумелый, а, также, моё обучение пока коротко. Что я могу сделать?” Сотэсан ответил: “Религиозное обучение не сильно связано со способностями и временем, но лишь с тем, непреклонно ли учатся благодаря вере, любознательности и стремления иль нет. Если кто-либо учится изо всех сил только с верой, отвагой, любознательностью и стремлением, его учеба обязательно будет успешной”.
4. Сотэсан сказал: “Когда обычный человек решается делать что-либо, его доверие кажется столь сильным, что оно превысит даже небо, но оно может завянуть со временем и также измениться, если они получают или терпят власть, или если их семья помирилась иль в ссоре. Чем более таких ситуаций встречается, тем более доверие своё испытайте, так что обратите неблагоприятную ситуацию в благоприятную и поменяйте зло и наглость на благоприятность. Лишь тогда достижима великая наука”.
5. Сотэсан сказал: “Высокопоставленному, имеющему власть, богатому и многознающему трудно войти с большим доверием во врата религиозные. Если такой человек принимает решение получить религиозное образование и самоотверженно служит обществу, он, значит, рожден с глубоким обетом, данным в прошлой жизни”.
6. Сотэсан сказал: “Средь людей, которые являются моими последователями, есть и такой, кто, мне не полно доверяя, усердствует в своих способностях или мнениях и предпочитает действовать по своей воле. Как же было бы то возможно, что он встретился со мной? Если ученик с большим обетом и доверием от всего сердца посвящает себя мне, он никак не сомневается и не сетует, какие бы слова я ни говорил, и какую бы работу я не назначил. Лишь тогда соединяется его и мое сердца и не будут тщетны его и мое усилия”.
7. Сотэсан сказал: “В религии рассматривают доверие, яко самое важное, ибо оно суть вместилище для вложения учения, мотор для решения всех коанов и фундамент для выполнения всех заповедей. Обучение без доверия подобно удобрению мертвого дерева, которое не даст плодов. Посему, во-первых, установи самоотверженное доверие, и ты сможешь себя спасти. Вдохнуть доверие в неверного суть самая важная заслуга в обучении другого”.
8. Сотэсан сказал: “Существуют два способа верить и три сокровища: 1 – верить чужой силой и 2 – собственной силой. 1-й – это верить и почитать будду, дхарму и церковь, которые явлены эффективно. 2-я – это, найдя будду, дхарму и церковь в естестве своем, верить и практиковать их. Оба способа основываются один на втором, посему необходимо сопрактиковать их оба. Если достигают наивысшей ступени обучения, все вещи во Вселенной и пустотном дхармакайя становятся сокровенной троицей без границы между я и другим”.
9. Сотэсан спросил учеников: “Как сильно вы тоскуете в желании видеть и быть рядом со мной во время моего длительного отсутствия?” Они ответили: “Мы очень сильно тоскуем.” Сотэсан сказал: “Я понимаю вас. Но когда ребенок обслуживает родителей, то тяжело сравнивать с родительской заботой о нем. Так само, сколь бы ученик ни был предан учителю, это тяжело сравнить с заботой учителя об ученике. Если доверие и привязанность ученика к учителю достигает даже половины любви учителя и заботы его к ученику, учение тогда может быть передано ученику”.
10. Сотэсан сказал: “Когда яко ученик хотят учиться у учителя, не могут полностью восприять его учение, если не отдают всё своё сердце ему или прекращают свои усилия. В старые времена был мастер Гуджонг233. Когда он принял монашество, в холодный день учитель наказал ему установить котел. Хотя он девять раз переустанавливал котел на протяжении всей ночи, он нисколько не возмутился сердцем. Посему в конце учитель назвал его Гуджонг [девять котлов] и принял в ученики. С тез пор он верно служил своему учителю многие десятилетия, не услышав ни одной особой проповеди. Когда учитель серьезно заболел, он еще самоотверженнее ухаживал за ним и, однажды, он вдруг познал, что получить учение можно через самопросветление. Лишь тот, кто с таким доверием ищет учителя, тот полностью его обретает”.
11. Сотэсан сказал: “Хотя весенний ветер дует бесконечно, лишь живое дерево может впитать его энергию. Хотя святые и мудрецы учат всех равно, лишь верник может полностью впитать учение”.
12. Вернувшись из путешествия на гору Гумгангсан, Сотэсан сказал: “Хозяин моей гостиницы, христианин, обладал твердой верой и радовался счастливой жизни. Я спросил его о его биографии. Он ответил, что он верует в Бога 30 лет. За это время он имел много трудностей в жизни, но он всегда благодарил Бога за любовь, когда была благоприятная ситуация, и за увещание, когда он страдал от неблагоприятных обстоятельств. В любой ситуации, как благоприятной, так и в неблагоприятной, его сердце все более и более привязывалось, и его вера более и более углублялась, так то он мог радоваться счастливой жизнью. Ну, в сердца глуби проверь уровень веры своей. Хотя тот христианин остается лишь в вере в высшую силу и не полностью понимает источник Истины, он может иметь такую счастливую жизнь. Как же то были бы истинной вера и искренним устремление, если даже небольшим огорчающим обстоятельством сердца отклонились бы у вас, кто верит как в свою силу, так и силу высшую? Вы пришли в это совершенное и реальное вместилище веры. Итак, всегда подвергай экзамену ум свой и управляй с помощью веры всеми средствами жизни, но не становись недоделком, чья вера встряхивается обстоятельствами жизни”.
13. Когда Сотэсан отдыхал в доме Сокдвама, слабые женщины Джанг Джокджо234, Гу Намсу235 и Ли Манкап236 прошли пешком около 40 км и выразили самоотверженное доверие. Сотэсан сердечно молвил им: “Ваше доверие кажется столь сильным, что вы можете тут же съесть говно, если я прикажу это”. Они все трое тут же выбежали из комнаты и вернулись с фекалиями. Сотэсан сказал: “Садитесь. Я допускаю, исходя из ваших действий, что вы можете съесть даже что-то более тошнотворное, чем говно. Наша церковь сейчас так мала, что я могу часто любезно заботиться о вас. Но когда она разрастается, может случиться, что я даже не замечу ваше появление или уход. Подумайте, ваше сегодняшнее доверие продлится ли даже в том случае, и постоянно обладайте ей вечно”.
14. Сотэсан укорил Ким Джонггок237, которая спала в последнем ряду во время проповеди: “Спящая Джонггок ведь столь отвратительна, как бегемот”. Она тут же встав четырежды поклонилась и улыбнулась. Сотэсан сказал: “Я до сих пор многократно высказывал ей неприятные упрёки, но её доверие нисколько не изменилось. Она тот человек, который следует мне как во время жизни, так и посмертно”. Сотэсан добавил: “Если ученик имеет невысказанное слово учителю и наоборот, они не являются истинными учителем и учеником”.
15. Сотэсан сказал: “Когда я сегодня сидел в доме Джошил, лицо Но Доксонгок238 ясно появилось на какое-то долгое время пред моим взором. Она имела такое доверие, которое двигает небом. Посему её самопожертвенность так было явлено, несмотря что между нами пролегло более 40 км гор и рек”.
16. Джонг Сокхён239сказала: “Хотя меня окружает множество страданий, я живу счастливо в ежедневной молитве будде дхармакайи.” Сотэсан сказал: “Я не знаю, истинно ли ты счастлива, понимая заслугу и власть будды дхармакайи. Но то суть хороший способ находить счастье в страдании. Кто живет таким образом, тот может ощущать счастье даже в очень трудных обстоятельствах. Когда я жил на горе Бонгнэсан240, мои спутники всегда жили, счастливо служа мне и слушая мои проповеди, несмотря на то, что они всячески страдали от неуютного жилища, скудной пищи и тяжелой работы на той крутой горе и в глубокой долине. Когда первые девять учеников, без опыта физического труда, обустраивали в холодную зиму морской берег в Ёнгкванге, они нисколько не сетовали и не выражали недовольство, но в радости пребывали при основании сей церкви, обратили все страдания во счастие и подчинялись любому моему слову. Чужакам казалось, что ученики эти переживали непереносимые трудности и страдания. Но, фактически, их умы заполнялись счастьем и они испытывали небесную благодать наземно. Ну, если вы уже решились учиться и работать в сей церкви, преодолейте все трудности и страдания посредством сильного доверия и дальновидной надежды и да достигнете силы обратить любую ситуацию во счастье. Лишь тогда вы сможете продлить райску жизнь навечно в мире безграничном”.
17. Один ученик отрезал свою руку, чтоб выразить самопожертвенное доверие, но Сотэсан сказал, строго укоряя его: “Тело суть капитал, который нельзя приобрести ни в учебе, ни в работе. Что за польза выражать доверие, нанося ущерб важному капиталу? Истинное доверие не зависит от тела, ни от ума. Отныне никто не делайте столь глупых деяний” Сотэсан добавил: “Хотя выделяют знанием и трудом или одиночным, отличным деянием поднимают доверие многих людей, этого не достаточно для наследия авторитета сей церкви. Его может наследовать лишь тот, кто от всего сердца стремиться к сей науке и работе, обладая доверием неизменным, смерти вопреки”.
18. Мун Джонгю спросил: “Сонг Гю, Сонг Досанг и Со Дэвон ныне молоды, но кто [из них] лучше исполнит обещание в будущем?” Сотэсан молчал долгое время и Джонгю сказал: “Мне тяжело их судить, ибо они различаются между собой достоинствами и недостатками”. Сотэсан сказал: “Сонг Гю не может быть изменен твоим умом. Со встречи с двумя братьями Сонг Гю и Сонг Досангом я никогда не имел больших забот о них, не было ни одной работы, которую я б дважды просил их исполнить. Посему мой ум стал их умом, а их умы стали моим умом”.
19. Сотэсан сказал: “Святой спаситель эпохи явился в мир с великой благодатью от Вселенной. Если живущие посвятят себя ему и его церкви и дадут обет, их обет реализуется быстро. И напротив, если живущие не уважают и вредят ему и его церкви, суровое наказание постигнет их. Ту ж самую силу имеет не только он, но так же и тот человек, ей ум полностью единство обретет с умом его”.
233 Гуджонг – буддистский священник в 9 веке, Гу – значит девять, и джонг – котел.
234Ĝang Ĝokĝo (1878 - 1960): вонбулистское имя Итавон, священница, debongdo, одна из девяти апостолин Сотэсана.
235Gu Namsu (1870 - 1939): вонбулистское имя Етавон, мирянка.
236I Mangap (1879 - 1960): вонбулистское имя Вантавон, мирянка.
237Gim Ĝonggok (1874 - 1952)): вонбулистское имя Сонтавон, священница.
238No Doksongok (1859 - 1933): вонбулистское имяХёнтавон, мирянка, бабушка Ким Дэго.
239Ĝong Sokhjon (1879 - 1947)): вонбулистское имя Бектавон, мирянка.
240Bongnesan: иное наименование горы – Бёнсан. |