Предыдущая 3. Практика
3.2. Периодичный и тотальный тренинг
3.2.1. Тренинг с определенной периодичностью
Чтоб периодично тренировать учеников37 в дхарме используются для тренинга с определенной периодичностью мантры38, медитация39, святые писания, лекции, дискуссии, гито40, принципа естественности41, записную книжку, ежедневник, внимание и поведение. Мантра и медитация [дзадзэн] являются тренировочными объектами для духовного взращивания. Святые писания [сутры], лекции, дискуссии, гито, принцип естественности и записная книжка – тоже самое для изучения принципа всех вещей. Ежедневник, внимание и поведение – для выбора правильного деяния.
Мантра – повторение напевное [молитвенный речитатив] фразы нашей определенной молитвы [псалом]. Целью ее является сконцентрировать на псалме-мантре наш дух, разветвившийся как тысяча ветвей и десять тысяч листьев и сделать тысячу и десять тысяч мыслей яко одна мысль.
Медитация (дзадзэн) – для настройки энергии [Ки]42 и сохранения мысли концентрируя их в тандэн43 и оставаясь в истинном состоянии совершенного спокойствия и полной безраздельности не беспокоимого ни одной мыслью. Это суть способ взращивания чистого и коренного духа человека.
Святые писания – это наша определенная книга учения и соответствующие сутры [и другие святые книги всех религий]. Целью их является ориентировать учеников во их обучении.
Лекция – это разъяснение значения определенной темы о вещах и принципах. Она имеет целью подвигнуть ученика обменяться знаниями с людьми и шлифовать ум.
Дискуссия – это свободный обмен впечатлениями зрения и слуха. Она имеет целью подвигнуть ученика независимо и живо обмениваться мнениями и шлифовать ум.
Гито – это исследование сомнительной темы о принципе большого, малого, бытия и небытия и о вещах праведных, неправедных, выгоды и убытка и из хуато44 будд и патриархов прошлого и достижения суждения. Оно имеет целью подвигнуть ученика к глубокому состоянию исследования ясного анализа вещей и принципов.
Принцип естественности – это решить и знать принцип всех тварей во Вселенной и нашей собственной природы.
Записная книжка – это запись времени работы, доходов и расходов, действия ума и тела, просветления и впечатления.
Ежедневник – это запись происшедших за день действий внимания (деяний) и действий неосознанных (реакций), учебных часов и нарушений заповедей [и обетов].
Внимание – это разум, памятующий и исполняющий то, что человек решил сделать, и что он решил не делать при использовании шести органов чувств.
Поведение – это обладание человеческим поведением яко человек. Оно имеет целью подвигнуть ученика достичь реального результата в обучении, всегда контролирующего свое обучение и практикующего его [во житии].
3.2.2. Тотальный тренинг
Чтоб всегда тренировать учеников во практике созданы эти шесть пунктов внимания во ежедневной жизни и таковы же во время визита во храм.
1. Пункты внимания во ежедневной жизни.
1. Во действии с совершенной мыслью будь внимателен приять праведность и отринуть неправедность.
2. Прежде чем деяние свершать, будь внимателен себя приготовить, обозрев обстоятельство все.
3. В свободное время внимательно изучай святое писание и заповеди.
4. если более-менее уже изучать начал святое писание и заповеди, то начни внимательно работать с гито.
5. В оставшееся время пред отходом ко сну, закончив всю домашнюю работу после ужина, или по пробуждению, внимательно напевай мантру [славы] Будде Амиде и медитируй во духовное взращивание.
6. рассматривая всякую вещь (дело), внимательно контролируй, исполнишь ли должное иль недолжное, думая о вещи (деле) сей.
2. Пункты внимания во время визита во храм.
1. Когда бы ни посещали храм во время изучения внимания во ежедневной жизни, внимательно вопрошай и отвечай за каждое свое дело, свершаемо между посещениями.
2. Коль осознание посетило о пункте каком-то из сих, внимательно выслушай суждение учителя, отчет дав ему о том.
3. Ежель сомнение посещает о пункте каком-нибудь, внимательно выслушай объяснения учителя, спросив его о том.
4. Специально внимательно постигай на ежегодном практическом семинаре в додзё, оплатив [учебу] заранее.
5. В день каждого собора45 внимательно искренне постигай во храме лишь, предварительно рассматривая всякую вещь (дело).
6. Возвращаясь во храм, внимательно используй непременно достижения свои в ежедневной жизни, экзамену подвергая то, что чрез просветление достигнул, иль какое сомнение решил.
3.2.3. Соотношение сих обоих практик
Ежели говорить о связи между периодичным тренингом, где во практике без движения главенствует духовное взращивание и изучение принципа всех вещей и подготавливается почва для тотального обучения; и тотальным тренингом, где во практике подвижной главенствует выбор правильного деяния и подготавливается почва для тренинга с определенной периодичностью. Оба тренинга помогают и дают опору друг другу и являются путем становления учеником, иль мирянином, иль саньясином, не оставляя практику-учебу ни на минуту иль секунду.
Следующая 3.3 Мантра
35 Махаяна (с.) – буквально “большая колесница”, одна из трех основных буддистских школ, цветущая в Китае, Вьетнаме, Корее и Японии. Ее главное учение в том, чтоб искать спасение и обретать буддовость не только для себя, но также для всех иных живущих, посредством самопожертвенных стремлений.
36 Почва ума – фундамент ума. Как в почве находиться зерно, трава и корни деревьев, так и в уме коренятся страсть, добро и зло. Посему ум образно называют почвой или полем мысли.
37 Ученик – самосовершенствующийся, практикующий дхарму [учение духовное], ищущий Путь, стремящийся к Просветлению, нравственный подвижник [в отличие от студента (учащегося) – который собирает лишь знания без практики их и саморазвития в духовные сферы].
38 [Мантра(c.)], повторение имени будды – вслух или мысленно повторение имени будды. Ритмично и от всего сердца повторяют имя будды Амитабха (с.) [Амида Буцу (яп.), Амитафо (кит.)], думая об его образе или заслугах [наследие ветви буддистов секты амидаистов (Чистой Земли). Существуют и другие мантры как буддистские – Ом мани падме хум (с.), Наму мёхо рэнгэкё (яп.), так и в иных религиях – Господи помилуй мя! (православно-хрестианская – рус.)]
39 Медитация – дхьяна (с.), чань (кит.), дзэн (яп.), сон (кор.) – концентрация на одном объекте и углубление в состояние без мысли [не-ума]. [Далее в тексте используем термин “дзадзэн” – медитация сидя (яп.)]
40 Гито (яп.), ujdu (кор.) – буквально “голова вопроса”. Гито – это лишь избранные хуато, либо сомнительная тема о принципе большого, малого, бытия и небытия и о вещах праведных, неправедных, выгоды и убытка.
41 Принцип естественности – принцип человеческой природы и природы Вселенной.
42 Ки (яп.), ци (кит.), кхи (кор.), прана (с.) – фундаментальная сила, энергия движущая человеческое тело и ум и жизненная сила [биоэнергия] для всех тварей во Вселенной.
43 Тандэн (яп.), даньцянь (кит.), данджон (кор.) – букв. “поле киновари”, часть тела (4-6,5 см.) ниже пупа. Согласно восточной медицине, это место очень важно для телесного и духовного здоровья [Центр тяжести человеческого тела. Важно для правильного движения в боевых искусствах]
44 Хуато (кит.), хуаду (кор.), вато (яп.) – букв. “голова речи”. Хуато – это тема или вопрос, данный мастером медитации ученику, чтоб он глубоко познал его во медитации и достиг конечного просветления [сатори (яп.)]. В дзэн-буддизме записывают для медитационного рассмотрения утверждения, изречения и мондо (вопрос-ответ) будд и патриархов. Существует 1700 [классических] хуато.
45 Собор – собрание сангхи (общины), богослужение. В Нуль-буддизме обычно происходит каждое воскресенье и состоит из молитвы, сидячей медитации (дзадзэн), прочтения священного текста [во слух], проповеди, дискуссии, пения и др.
|