Жэнь и благородный муж
«ЛУНЬЮЙ» «Благородный муж стремиться к человеколюбию и справедливости, маленький человек стремиться к выгоде и богатству».
Цзюнь-цзы – благородный муж
Сяо-жень – простолюдин, низкий, маленький человек
Конфуций: «Бывает, что благородный муж лишен «жэнь» (человечности), но не бывает так, чтобы маленький человек обладал «жэнь» »
Подавляющее большинство китаеведов трактуют термин «жэнь», как «человеколюбие», «гуманность». Однако исходя из трактата Конфуция «ЛуньЮй» вытекает, что жэнь – это когда сам хочешь определиться в жизни и одновременно помогаешь другому определиться в жизни, когда сам хочешь чего-то достичь и одновременно помогаешь другому достичь того же. Умение отыскать пример вблизи и называется жэнь.
Кстати сам иероглиф 仁 «жэнь» состоит из «человек» и «два», как бы уточняет, что жэнь – это не для одного, что вас не-2.
Конфуций сказал: «Только обладающий человеколюбием (жень) может любить [кого-то из] людей и может ненавидеть [кого-то из] людей.»
Вот такова адвайта человеколюбия. Любовь и ненависть – две стороны одной медали (онта). Высший гуманизм Конфуция приемлет саму природу человека и отторгает аморфный, бесчувственный гуманизм якобы цивилизации. Любви достойны достойные, ненависти – недостойные. И Конфуций этой фразой Учения («Лунь Юй», 4,3) наделяет благородного человека правом высшей гуманности, человеколюбия: правом любить и ненавидеть.
|