Оомото в Минске
Поскольку я сам и Центр Боевых Искусств СЭКАЙ находились в Минске, то и основной костяк любителей Оомото был тоже здесь. Основу составляли ученики мои по айкидо.
Это были годы перестройки, Горбачев дал свободу вероисповеданию, и религиозным общинам по новому закону не требовалась обязательная регистрация. Посему ни Всесоюзная община Оомото, ни Минская община не были оформлены яко юридические лица. С распадом СССР деятельность общины ограничилась Беларусью, а точнее в Минске. В независимой Беларуси принят был Закон о религиях и, исходя из него, мы в 1994 году пожелали зарегистрироваться уже как юридическое лицо. Министерство юстиции и Отдел по религиям Мингорисполкома более полугода тянули дело, требуя бесчисленных справок, экспертиз и согласований. Даже предлагали не регистрировать, потому что и без юридического лица, мол, можно существовать яко община. Все-таки необычное дело регистрировать общину японской религии в Минске. Последнюю каплю в сторону «добро» добавил один востоковед, которому дали на экспертное заключение документы по общине. Сначала он воспринял такую религию агрессивно, мол, в Японии сплошные реакционеры среди новых религий. Но когда покопался в литературе, то при возврате документов молвил, что «эта религия самое светлое, что есть в Японии». И Религиозную Общину Оомото г. Минска зарегистрировали 14 декабря 1995 года. Интересно, что в этот день родился создатель айкидо УЭСИБА Морихэй. Соседняя дата 15.12 священная для последователей Оомото-кё, в этот день родилась нынешняя руководительница Оомото Курэнай ДЭГУТИ.
К сожалению, в последующим режим Лукашенко ввел изменения в Закон о религиях – сначала обязательную регистрацию (т.е. деятельность верующих как общины без регистрации становится административным нарушением), а позже и перерегистрацию, ужесточающие условия существования религиозных общин. Официально Община в Минске просуществовала до 2005 года и была закрыта по решению суда, как не прошедшая перерегистрацию (см. перечень не-прошедших перерегистрацию ). В настоящее время поле деятельности Общины переноситься нами в виртуальный мир, ибо деятельность в нете не требует никакой регистрации у власть предержащих. Священником Общины неизменно являлся я, Валекс Буяк (Бумата Мататацу). Только на период моего нахождения в заключении председателем Правления Общины (это не священническая должность) избирался один из моих учеников.
Кстати о том (90-е) периоде упомянуто в православно-критической книге против всяких сект «Религии и неокультовые организации в Беларуси»
Конструктивная критика заблуждений вокруг оомото