Как известно, состояние войны СССР и Японии было прекращено
только в 1956 году. В соответствии с Декларацией состояние войны,
существовавшее между СССР и Японией с 9 августа 1945 г., было прекращено
со дня вступления Декларации в силу; между двумя государствами
восстанавливались мир и добрососедские отношения, СССР и Япония
условились о восстановлении дипломатических и консульских отношений,
согласились продолжить переговоры о заключении мирного договора. А также
ряд других мер, устанавливающих добрососедские отношения.
Декларация зафиксировала отказ сторон от взаимных претензий, возникших в результате войны, а также
отказ СССР от репарационных претензий к Японии.
Важным моментом Декларации была судьба острова Шикотан и островов
Хабомаи: они должны были быть переданы Японии сразу после подписания
мирного договора. Однако японская сторона отказалась от подписания
мирного договора под давлением США, которые пригрозили не отдавать
Японии окуппированные Окинаву и весь архипелаг Рюкю, если Япония
откажется от претензий на острова Кунашир и Итуруп.
19 января
1960 года Япония подписала с США «Договор о взаимном сотрудничестве и
гарантиях безопасности», согласно которому японские власти разрешили
американцам пользоваться в течение последующих 10 лет военными базами на
своей территории, содержать там сухопутные, военно-воздушные и
военно-морские силы.
27 января 1960 года правительство СССР
заявило, что поскольку данное соглашение направлено против СССР и КНР,
советское правительство отказывается рассматривать вопрос о передаче
островов Японии, поскольку это приведёт к расширению территории,
используемой американскими войсками.
Итак:СССР готов
был еще в 1956 передать Японии острова Шикотан и Хабомаи, но не сделал
этого, т.к. Япония была вынуждена под давлением США не отказываться от
претензий (хотя была готова к этому) еще на два острова Кунашир и
Итуруп, более того по договору с США, американские войска до 70-х годов
могли пользоваться всей территорией Японии для размещения своих
вооруженных сил. Естественно СССР приостановил процесс, так как
очевидно, передача островов была бы серьезной угрозой безопасности
Советскому Союзу. Понятна логика всех без исключения участников, США и
СССР руководствуются логикой "холодной" войны, а Япония как проигравшая
страна целиком и полностью под давлением США.
Современная российская позиция:14
ноября 2004 года глава МИДа России Сергей Лавров в преддверии визита
президента России Владимира Путина в Японию заявил, что Россия как
государство-продолжатель СССР признаёт Декларацию 1956 года как
существующую и готова вести территориальные переговоры с Японией на её
базе.
Что непонятно сейчас: Какие именно острова
Япония хочет получить обратно? Если Шикотан и Хамомбаи, то наверное пора
отдать их, так как все факторы действующие в 60-х годах потеряли смысл.
Если претензии касаются Итурупа и Кунашира, то конечно нет, по крайней
мере в обозримом будущем. В любом случае гипотетическая передача должна
принести пользу обеим странам и уж ни в коем случае не расцениваться как
некая уступка России, под давлением. Этот вопрос был уже фактически
решен в 1956 году, и только США помешали его успешному разрешению.
Поэтому несмотря на вроде двух участников процесса (Россия и Япония) я
думаю и США кое-что должны сделать, т.к. в заваривании этой каши они
приняли самое деятельное участие.
Между тем рядовая поездка
Медведева на Курилы преподносится как некая мегапобеда российской
державности. Т.е. такое освещение само по себе подчеркивает некий особый
статус островов. Российская общественность с небывалым единодушием
(90%) поддеживают позицию - не отдавать ни при каких условиях. И такая
позиция c одной стороны понятна. Что стало с Европой после ухода СССР?
Она вся превратилась в военную базу НАТО! НАТО уже даже в постсоветсвких
республиках. Естественно это ущемеление российских интересов. Во многом
это сделано в результате вопиющей доверчивости (на грани преступления)
поздне-советского руководства, т.к ряд соглашений остались на уровне
устных договоренностей. Развал СССР усугубил ситуацию. Но при чем тут
Япония? Справедливо ли наказывать одну страну за грехи других?
Может
это как раз тот случай, когда стоит опробовать ВЗАИМОВЫГОДНЫЙ способ
решения вопроса с соответствующим правовым обеспечением процесса. Тем
более мы на этих островах, действительно, как собака на сене. Но вопрос
не в качестве использования территорий, вопрос в том, что мы еще в 1956
году договорились с Японией отдать им Шикотан и Хамомбаи и только из-за
позиции США не смогли этого сделать. И эти факторы уже утратили смысл.
Естественно, что японцы с "грустью и сожалением" смотрят на сегодняшнее
освещение вопроса островов в России. А в России снова с удовольствие
разыгрывается ура-патриотическая карта. Но это как бензин плеснуть в
костер - горит ярко, но быстро. Никакой пользы нам это не принесет.