19 августа прошло у православных салютование свята под названием
"Яблочный спас”. А ранее был спас медовый (см. комент наш к 8.8.8) и будет позже спас хлебный и ореховый. Откуда есть пошли се спасы?
Этимология слова "спас” намекает нам сразу на другое слово "спасение”. И спасы сие суть древние языческие свята славян. Язычество чем славно? Тем, что человека оно в природе видит нераздельно, без всяких там бого-небес. Выше облаков не поднимаясь, где Даждь-бог да властитель молний Пярунас обитают. И чтили предки наши дары природы, отмечая святом плодов приход земных. Спасали те плоды оголодавших земледельцев, бо запасы то зимой-весною съедены давно. Зерно еще не собрано, но вот уж мёд поспел пчёлкам благодаря. А там и яблоки созрели, на "диету” яблочную всех переведя. А вскорости орехи, а затем и хлеб с полей. Картошки-скороспелки во времена язычников то не было еще, а то и бульбяной то спас придумали б селяне
С приходом христианства на земли наши многия языческие свята церковники к себе то подтянули, бо отвадить от салютование оных не в моготу им было. Немного перекрасив, да приорочив к чемусь то своему, и, глядь, совсем уж православный праздник получился Так нынешний яблочный спас у них вдруг оказался святом Преображения Господня. И вхрамах православных освящают не тока яблоки , но всякие плоды с садов-полей.
У нихонцев тож такое свято есть. Свято вкушения первых плодов – одна из важных церемоний в синтоизме. В храмах и деревнях исполнялись ритуальные пляски – госэти, призванные отблагодарить ками за богатый урожай. Чем не дожинки-до-того?
В Оомото также принято подносить на алтарь богам плоды трудов своих с полей да огородов.
Забавно, но у японцев почти совпадает по дате (на день раньше) День риса.
Думаю и яблочный спас и день риса - это языческие земледельческие свята народов северного полушария. |