«Японская империя управляется династией императоров, царствующих непрерывно вечные времена». Это положение, писал Квигли, «заключает в себе основное начало, известное под именем кокутай, которое не может быть точно или ясно переведено само по себе…». Действительно, понятие «кокутай» трудно перевести одним словом. В Толковом словаре японского языка приведены такие значения «кокутай», как «особенности (характер) страны», «достоинство государства», «государственный строй, государственное устройство». В советских японоведческих работах распространён перевод слова «кокутай» как «национальный государственный строй». Однако такой перевод недостаточно полно передаёт содержание этого термина. Ведь в понятие «кокутай» наряду с государственным строем, основанным на «божественном» характере власти императоров, апологеты японского национализма включали и основы морали подданных, и «присущие лишь одной Японии» особенности её географического положения и истории. В официальных документах и писаниях синтоистов в качестве эпитета «кокутай», как правило, фигурировали слова «несравненной ни с одной страной в мире». Речь, таким образом, идёт о чрезвычайно ёмком понятии, выражающем различные аспекты «уникального» характера Японии. Видимо, наиболее полно это понятие может быть передано словами «уникальная (японская) национальная сущность», как предлагают некоторые исследователи.
-=-=-=-=-
«Доктрина кокутай» была положена и в основу всей системы школьного образования и идеологической обработки населения. Опубликованный 30 октября 1890 г. императорский рескрипт об образовании по существу стал играть роль канона государственного синто.
Кокутай ( 國體, «Тело нации», современными иероглифами — 国体) — идеологический конструкт, комплекс идей, слагающих национальную идентичность японцев. Его зарождение относится к периоду Эдо, когда философ Аидзава Сэйсисай сформулировал основную идею кокутай как некие неразрывные связи между японским императором и его подданными, каковые связи, по мнению философа, и составляли «тело нации». Позднее понятие «кокутай» стало распространяться на всё, что японцы считали уникальными чертами своей нации, как то: религия синто, государственное устройство, воинский дух бусидо, самураи, гейши и т. п. |