начало Глава 4 Путь человеческий 21-39
40. Сотэсан сказал: “Среди профессий человека есть такие, что порождают счастье, и такие, что несут зло. Порождающая счастье профессия та, посредством которой человек несет выгоду всему обществу, и естественно улучшат свой ум. Несущая зло профессия та, посредством которой человек несет убыток всему обществу и естественно ухудшает свой ум. Посему человек должен быть предусмотрителен в выборе своей профессии. Наилучшая профессия из всех профессий – это буддовость, которая просветляет умы всех живущих и спасает их из моря страданий да в рай”.
41. Сотэсан сказал: “Процветание и нищета семьи зависит так же от состояния ума ее главы. Для процветания семьи, во-первых, душа главы да будь усердной. Во-вторых, все члены семьи в согласии да сотрудничайте, в чем бы то ни было. В-третьих, получите знания и опыт, прежде чем начать какую-либо работу. В-четвертых, разворачивай свои труды по порядку максимально, так чтоб начинать с малого и постепенно достичь великого. Во-пятых, хорошо утилизируй использованное. В-шестых, имей подходящее второзанятие кроме главного и взаимодействуй ими равно для дохода. В-седьмых, не трать необдуманно капитал до поступления запланированного дохода. В-восьмых, даже достигнув цели, избегай излишней траты дохода, но всегда инвестируй капитал в основополагающие и достойные доверия места. В-девятых, всегда контролируй денежный оборот и приветствуй нужные расходы, но жестко предотвращай расходы никчемные. Если ты всестарательно так будешь руководить семьей, твое хозяйство естественно возрастет и это также поможет твоему просветлению ума”.
42. Сотэсан сказал: “Семья – это государство в миниатюре, а государство суть собрание семей. Итак, семья – это маленькая страна и одновременно фундамент большой страны. Посему, кто хорошо управляет своей семьей, тот может хорошо и обществом руководить и даже государством. Если каждый человек будет хорошо управлять своей семьей, государство будет в порядке. надо знать, сколь важна и велика ответственность главы семьи”.
43. Сотэсан сказал: “Чтоб создать образцовую семью, во-первых, все семьи сообща должны иметь религиозную веру и всегда в новом духе да развивать новую жизнь. Во-вторых, глава семьи должен обладанием дэ (добродетель), мудростью и поведением заслуживать право руководить своей семьей. В-третьих, глава семьи всеми способами должен заботиться дать образование членам семьи, но прежде всего он сам должен много учиться и приобретать опыт, чтоб стать зеркалом семьи. В-четвертых, все члены семьи должны жить своим трудом, вести учет ежедневных доходов и планировать бюджет для сбережения даже одной монеты. В-пятых, все члены должны иметь профессию, но избегайте профессий, которые убивают живущих или наркотизируют иные души, и не угрожайте жизни и имуществу других посредством неверного использования своей мощи и не огорчайте сердца их. В-шестых, даже супруги по возможности самостоятельно ведите свои финансы и сообща заботьтесь об обогащении своих семьи, общества и страны. В-седьмых, все члены верно исполняйте обязанности и ответственности пред государством и обществом и по возможности вспомогайте в основном организациям образовательным, религиозным и помощи немощным. В-восьмых, родители обучайте своих детей и науке и религии и подвигайте их служить после окончания своего самообразования государству, обществу и церкви в течении определенного времени. В-девятых, родители завещайте в наследство детям лишь такое количество имущества, которое дает базу поддержания их жизни, и пожертвуйте остальное публичным организациям государства, общества или церкви. В-десятых, все члены семьи возобновляйте силы сообразным отдыхом несколько раз в месяц или в год, чтоб взращивать тело и душу во сложной человеческой жизни”.
44. Когда Сотэсан встречал беременную, он всегда говорил: “Не думай бесчувственно, не говори бесчувственно, не действуй бесчувственно! Он особо запрещал беременным убивать, чтоб то ни было из живущего и говорил: “Когда зародыш в материнском чреве, его душа слишком юна. На его будущий характер, следовательно, легко влияют родительские мысли, слова и деяния, посему крайне важно хорошее поведение беременной”.
45. Сотэсан сказал: “Существуют четыре методики обучения детей. Первая – это обучение посредством ума. Родители религиозно верующие поддерживайте ум свой точным, добрым и спокойным и позвольте детям следовать их уму. Вторая – обучение действием. Родители сначала сообразно действуйте и позвольте детям следовать естественно их действиям. Третья – обучение вербальное. Родители много рассказывайте детям притчи о благодеяниях будд, бодхисаттв, святых, мудрецов, великих и ясновидящих, и позвольте детям помнить и следовать им и обучайте детей посредством вежливых увещеваний всех вещам и принципам. Четвертая – обучение строгостью. Родители, обучайте детей посредством достоинства в неизбежном случае, когда дети беспечны, однако сие используйте не часто. Посему, если родители в домашнем обучении своих детей соединяют все четыре методики от младенческого возраста до полнолетия, то во многом способствуют детям стать добрыми”.
46. Сотэсан сказал: “Когда родители обучают детей, во-первых, родители сами не сходите с пути служения старшим младшими. Родители теряют престиж в глазах ребенка, если пред детьми родители сами не слушаются и не почитают собственных родителей или ошибаются в чем-либо. Во-вторых, родители серьезно говорите и действуйте. Если вы будете легковесны в глазах детей своих, то как же можете правильно им преподать. В-третьих, родители даяйте душу своим детям. Если родители лишь серьезны, а душу в слово и дело не вмещают, то родители не могут верно наставлять чад своих. В-четвертых, не теряйте доверия детей в любом из обещаний своих. Иначе родители не смогут дать строгое указание детям. В-пятых, родители ясно поощряйте и наказывайте детей. Иначе родители не смогут дать детям истинное пробуждение. В-шестых, родители внушайте детям истинно религиозную веру с раннего детства. Иначе детям легко прельститься крайностями во время взросления. В-седьмых, родители развивайте в детях альтруизм с раннего детства. Иначе естественно будет расцветать зерно эгоизма. В-восьмых, родители запрещайте детям высмеивать и позорить иных с раннего детства. Иначе естественно взращена будет нехорошая привычка и закроет врата злословием. В-девятых, родители запрещайте детям брать чужие вещи, даже мелочь, с раннего детства. Иначе естественно взрастет бесстыдная привычка”.
47. Сотэсан сказал: “В детстве человек в основном легко наследует дух родителей, видя и слыша деяния их. Посему даже ради детей родители должны предусмотрительно выбирать себе профессию и изо всех сил следовать правому труду и верному пути”.
48. Сотэсан сказал во время поминовения хуйсави159: ”Наша церковь почитает титул хуйсави заслуги тех родителей, которые родили, растили и обслуживали своих любимых деток для церкви нашей, и памятуют о них. Нынешнее сознание народа полно эгоизма, как и в прошлом, так что очень мало тех, кто служат другим душой, телом и материально. Часто родители заключают в рамки одной семьи всю жизнь своих детей, даже тех, кто имеющих великую силу, в основном желая возвышаться над ними. Но вы, хуйсави, давно превозмогли такое желание, отринули свою славу и комфорт и посвятили своих любимых детей сему великому мировому труду. Это подобно действию бодхисаттвы полного сострадания. Мы должны вечно восхвалять души и заслуги сих хуйсави и становиться истинными людьми, которые всегда служат обществу, где б то ни было в мире, следуя родительской воле”.
49. Сотэсан в доме Бонгнэджонгса узнал о болезни своей матери. Он срочно вернулся домой в Ёнгкванг и ухаживал за ней. Через какое-то время он сказал брату Донггуку: “Как же я, нравоучитель, да не позаботился бы о своей больной матери? Но сия моя ситуация не позволяет мне полностью ухаживать за нею. Как ты знаешь, есть множество людей, которые хотят учиться у меня. Если я не позабочусь о них, это повредит их будущему и помешает любой работе сейчас. Пожалуйста, с усердием поухаживай за матерью вместо меня. Тогда я даже хоть немного освобожусь от греха неухода [за больной матерью], а ты также станешь великим основателем сего труда”. Сотэсан утешил мать: “Жизнь и смерть человека зависит от воли неба. Мама, будь спокойна и оставайся всегда в праведном состоянии концентрации и чистоты”. Сотэсан с неохотой покинул родных и вернулся в Бонгнэджонгса и полностью проникся трудом спасительным.
50. Кто-то из учеников спросил: “правильно ли было бы экономить на церемониях полнолетия, свадьбы, траура и поминовения предков?” Сотэсан ответил: “Будьте скромны в расходах в любых церемониях, лишь экономия в отдаче долга обществу не является достойной. Церемония бракосочетания является началом новой жизни, посему правильно экономить на стоимости свадьбы и заложить фундамент благосостояния [новой семьи] на сэкономленных деньгах. Траурная церемония суть конец жизни, посему правильно было бы не жадничать на траурные расходы, сообразно с заслугами умершего”.
51. Когда Сотэсан смотрел на игры соседских детей, двое из них поругались из-за обладания какой-то мелочью. Оба, в конце концов, пришли к Сотэсану с просьбой разрешить их спор, призывая в свидетели другого ребенка. Но этот другой, хорошо подумав, ответил, что он не может ничего об этом сказать, так как дело его не касается. Сотэсан, разрешив спор, сказал своим ученикам: “Даже эти дети ругаются между собой и стремятся к делам к ним относящимся, но не стремятся к делам, не имеющим к ним отношения. Как же могло бы быть много людей, которые самоотверженно трудятся для других. Посему почитается заслуженно тот человек, который лишает себя выгоды и власти и трудится на благо других. Так же кто имеет полностью открытый ум, тот не может не трудится на благо других”.
52. Сотэсан сказал: “Ли Чунгмугонг160 использовал свой ум сообразно Дао. Он обладал высоким рангом, но без гордыни разделял со своими солдатами жизнь и смерть, радость и страдание. Он, презрев власть, стал простым конюхом, и без сетований достойно ухаживал за лошадьми. Однажды он молвил лошадям: “Хотя вы и животные, вы тоже должны по максимуму исполнять свой долг во времена тяжелые для страны, ибо вас кормят за государственный счет”. Он передал уютную и почетную свою должность другому генералу и возложил на себя трудную и необычную задачу. Он лояльно служил вышестоящим и с любовью руководил нижестоящими. Посему воистину он есть святой генерал в мудрости и благодати, и яко достойный пример всем людям, которые исполняют государственный и всемирный долг”.
53. Сотэсан попросил Дзю Хоира161 прочитать введение в книге Шуцюань162. Когда он достиг фразы, что два императора163 и три короля164 являются хранителями сознания, в то время как правители Чэ из Ся165 и Шоу из Шан166 являются растратчиками сознания. Сотэсан сказал: “Сия фраза суть большая тайна грядущего мира. Кто алчет богатства, должностей и власти и теряет сознание, тот разрушит себя и свою семью. Если это руководитель страны или мира, катастрофа в ней произойдет. Итак, вы да не прельститесь богатством, должностями и властью, но сохраняйте ваши средства прожиточные: одежду, пищу да кров и да не растратите сознание своё. Тогда вам ничто не будет грозить в любое трудное время и, во-первых, вы получите хороший шанс от Неба и Земли”.
54. После того, как один богач спас небольшим количеством зерна бедных соседей, которые пострадали из-за плохого урожая, он все время ожидал от них благодарности. Посему сельчан обсудили это и поставили ему памятник, но ему не понравился сей монумент и он за большие собственные деньги поставил новый памятник и даже воздвиг величественный мемориал. Смотря на это со смехом, сельчане много насмешек и издевок выдали. Ким Квангсон услышал и рассказал о том во время дискуссионной встречи. Сотэсан выслушал это и прокомментировал: “Сия живая книга святая суть, которая предупреждает тех людей, которые изо всех сил ищут почета. Сей богач совершил то, чтоб показать почет свой, но отвратно потерял даже тот почет, что имел заслуженно прежде, не так ли? Посему глупый ищет почета, но это наоборот почету только вредит, в то время, как мудрец специально к почету не стремится, но только в процессе его истинного труда естественно приходит к нему и слава”.
55. Ли Чулунг сказал: “Недавно мальчик ходил в горы и был поражен пулей охотника. Я не могу правильно судить этот случай, ибо тогда пуля попала к несчастью в моего сына”. Сотэсан сказал: “Скажи всё же мне своё мнение”. Он ответил: “Закон есть для суда такого дела, посему я сообщу этот факт в суд и выражу свои чувства как отец”. Сотэсан спросил Сонг Джокбёка167. Тот ответил: “Всякий случай случается по закону причин и следствий, посему я буду рассматривать сей случай яко воздаяние и судить буду так, что ничего не произошло.” Сотэсан спросил О Чангкока. Тот ответил: “Если я не был бы учеником, я непременно призвал бы к суду. Однако я буду рассматривать сей случай яко пример и пропущу его”. Сотэсан сказал: “Слово вас троих уклоняются от срединного пути. Согласно нынешнего закона обязательно надо сообщить в госучреждение о случае смерти человека. Тем более, кто обнаружил несчастный случай или внезапно убитого, тот должен сообщить сие в госучреждение, даже если нашедший не имеет никакого отношения к убитому. Нет необходимости говорить, коль нашедший является отцом убитого. Посему я как гражданин и отец тут же сообщил бы факт в госучреждение и доверил бы суду последующее решение”.
56. Сотэсан однажды слушал исторический роман и сказал: “Чтоб вызвать интерес читателей писатели часто описывают психологию и поведение низких людей и мошенников и делают из них недостойных злодеев. Сие также становится семенем плохих отношений. Посему когда вы говорите о людях древних времен или критикуете поведение современников, да будьте внимательны, чтоб не преувеличить реалии”.
57. Сотэсан однажды прочел фразу из книги Чжуанцзы168, что Конфуций169 посетил Даочжи170, чтоб спасти его, но получил лишь бесчисленные упреки и вернулся в тщете. Сотэсан сказал: “Конфуций великий святой. Он заботился о добре для того несмотря на опасность и упреки и явил пример человекоспасения на десятки тысяч лет вперед, но средства Конфуция различны в разные эпохи. Чтоб спасти современников более действенно естественно их подвигнуть их к деянию, показуя результат на своем примере во действии, а не ограничиваясь призывами словесными. Если говорить о причине, большая часть современного человечества бездеятельно лишь призывает других и окончательно впадает в фальшь, посему все люди по настоящему не верят резонированиям и словесам. То суть иное средство, чем у Конфуция, который хотел спасти того Даочжи прямым увещеванием. Но остается той же цель спасения мира иль прямым увещеванием, иль предвосхищающим примером во действии и разнятся лишь средства от времен-эпох”.
58. Сотэсан однажды сказал о самопровозглашении короля У из Чжоу171, который сменил своего суверена Чоу172 и подчинил всю страну: “Если я был бы на месте короля У, я неизбежно прогнал бы короля Чоу по повелению народа, но уступил бы трон другому достойному. Но если не нашлось бы достойного или если бы сам народ не принял сию уступку трона, я так же не смог бы иначе поступить, как принять всю власть на себя”.
59. Один человек вернулся из путешествия на гору Гумгангсан173 и сказал Сотэсану: “Во время моего путешествия я встретил человека, который мог по желанию призвать или отослать ворон и змей. Мне кажется, что он истинно просветленный”. Сотэсан сказал: “Ворона стремиться к вороне и змея воспринимает себя змеей. Как же просветленного можно разыскать средь ворон и змей?” Тот спросил: “Кто же тогда истинно просветленный?” Сотэсан ответил: “Истинно просветленный лишь следует человеческому пути среди людей”. Тот опять спросил: “Разве просветленный не имеет какого-то особого признака?” Сотэсан ответил: “Нет”. Тот снова спросил: “Как же тогда можно распознать просветленного?” Сотэсан ответил: “Если сам не просветлен, нельзя достоверно узнать просветленного даже если видишь его. Лишь кто хорошо говорит на иностранном языке, тот может узнать, хорошо ли говорит кто-то другой на этом языке. Только тот, кто хорошо владеет музыкальным инструментом, может сказать, хорошо ли играет кто-то другой. Посему и говорится, что только такой же человек хорошо может понять такого человека”.
следующая Глава 5 карма (Причина и следствие)
159 Хуйсави – вонбулистский почетный титул, даваемый тем родителям тех вонбулистов, которые достигли более чем уровня борьбы духа с бесами.
160 I Ĉungmugong (1545-1598) – дополнительное имя Ли Суншина (I Sunŝin), корейского адмирала, национального героя-святого.
161 Ju Hoil (1882-1958): вонбулистское имя Дзюсан, священник, дэбонгдо.
162 Шуцюань – кит. книга с комментариями Ĉeĉim (1167-1230) к книге Шуцзин (Книга истории), собрания политических документов раннекит. истории, которую, по слухам, редактировал Конфуций.
163 Два императора – Яо и Сунь, почитаемые как святые правители.
164 Три короля – Ю, Тан и Вень с У (Вень и У – это отец и сын и считаются за одного), почитаемые как святые правители.
165 Ĉieh из Hsia – последний правитель китайской династии Hsia, считается тираном.
166 Ŝou из Ŝang – идентичен с Чжоу, последним правителем китайской династии Инь, считается тираном.
167Song Ĝokbjok – вонбулистское имя Hasan, мирянин.
168 Книга Чжуанцзы (кит.), иное название Наньхуацзин, собрание сочинений Чжуанцзы (365-290 д.н.э.), китайский великий просветитель и главная персона даосизма.
169 Конфуций (551- 479 д.р.Х.) – китайский великий просветитель, основатель конфуцианства.
170 Даочжи (кит.) – знаменитый злодей, руководитель девятитысячной банды.
171 У из Чжоу – король, который умертвил последнего короля Инь или Шан и основал династию Чжоу.
172 Чоу – последний король Инь, известный яко тиран.
173 Гумгангсан – гора известная красивыми пейзажами, высотой 1638 м., находится в северной Корее.
|