Еще в древнем
Китае, во времена царств,
были выделены две формы правления: хэ
и тун.
Обе формы были за единогласие. Только если тун – это форма, когда единообразие мнений не противоречящих мнению
правителя, и довольно известна нам как диктатура и близкие ей формы. То форма хэ – это гармоничное единение двух
противоположностей (инь-ян), «темных»
и «светлых» голов. Только когда выскажутся все, даже
противоположные мнения, и может быть найдено истинное решение для правителя. По
нынешним временам этот вид правления можно было бы назвать наличием конструктивной
оппозиции в парламенте. Во времена политического деятеля Янь Ина, как раз и применялась такая форма правления.
Будучи политическим советником при царе Мин-гуне (581-554), его сыне Чжуан-гуне (553-548) и внуке Цзин-гуне (47-490 до н.э.) Янь Ин смог реализовать в царстве Ци данный вид правления. Еще при Мин-гуне он ввел правило: каждому решению проблемы предшествовало
обсуждение, в ходе которого обязаны были высказаться все участники. Янь Ин буквально заставлял каждого чиновника высказаться
по теме обсуждения. При этом порицалось формальное поддакивание, требовались
альтернативные точки зрения. Бездумное соглашательство и формальное угодливое
поддакивание в корне искоренялось. Подобным методом Янь Ин создал работоспособный кабинет, состоящий из
профессионалов управления. Он буквально охотился за «мозгами», высоко ценя
интеллект и оригинальность мышления. При этом никакие сословные рамки не могли
помешать. Например, раб Юе Шифу,
поразивший его своим умом и
сообразительностью, был выкуплен у хозяина и, получив свободу, был назначен на
солидную должность при дворе.
[примечание: иероглиф хэ 合, по японски ай, означает "гармония", "единение", "вместе"]
Данную форму правления приветствовал Конфуций и приводил в пример.
Сам Конфуций также искоренял соглашательство и бездумное почитание
у своих учеников. Как-то Конфуций
специально поступил в разрез со своим учением, ожидая реакцию учеников и их
личное мужество. Неужто они в угоду Учителю смолчат и проявят беспринципность? Как поведут себя,
сумеют ли пойти против Учителя, а не Учения, сумеют ли они указать Учителю, что тот сошел с Пути? Следуют ли они Пути сами, или только слепые последователи любимого Наставника?
Но ведущий ученик Конфуция Цзы Лу
тактично, но весьма решительно осудил Учителя, и последнему пришлось оправдываться перед
учениками. Этим уроком Конфуций
показал ученикам, что каждый, даже достигший, может ошибаться, безошибочно
только Дао-Путь. А также, что всегда надо быть готовым исправить
свою ошибку и вернуться на Путь.
Еще одним принципом правления Конфуция был «сян фу,
хоу цзяо» - «сначала обогатить –
потом поучать», т.е. сначала надо создать условия в стране, чтоб народ смог
жить в достатке и только потом приступать к воспитательным к народу мерам.
Источник: http://использована книга о Конфуции |